Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
На основе внедрения информационных технологий в сферу физической культуры и фитнеса стало возможным реализовывать индивидуальные программы физкультурных тренировок для подрастающего поколения с учетом особенностей их физического развития. Разработка программ по мобильного фитнесу на основе программирования специального контента для портативных устройств способствует активизации познавательной деятельности современной молодежи, что в свою очередь является важнейшим условием эффективности совершенствования их функциональной подготовленности. Реализация программы «мобильный фитнес» содействует решению одной из главных проблем современного общества, связанную с недостаточностью двигательной активности подрастающего поколения и человечества в целом.
Аннотация. На основе внедрения информационных технологий в сферу физической культуры и фитнеса стало возможным реализовывать индивидуальные программы физкультурных тренировок для подрастающего поколения с учетом особенностей их физического развития. Разработка программ по мобильного фитнесу на основе программирования специального контента для портативных устройств способствует активизации познавательной деятельности современной молодежи, что в свою очередь является важнейшим условием эффективности совершенствования их функциональной подготовленности. Реализация программы «мобильный фитнес» содействует решению одной из главных проблем современного общества, связанную с недостаточностью двигательной активности подрастающего поколения и человечества в целом.
MOBILE PHYSICAL CULTURE Nagovitsyn R. C. Abstract. On the basis of introducing information technologies in the sphere of physical culture and fitness has become possible to implement individual programs of athletic training for the younger generation with consideration of their physical development. Software development for mobile fitness-based programming special content for portable devices contributes to the activation of cognitive activity of modern youth, which in turn is crucial for the effectiveness improve their functional fitness. The implementation of the program "mobile fitness is helping to solve one of the main problems of the modern society associated with failure of the motor activity of the younger generation and humanity in General. Keywords: Mobile fitness, programming content for portable devices, physical education, information technology, the younger generation.
Введение
Применение автоматизированных систем обучения, в том числе и в процессе занятий физической культурой и фитнесом, в аспекте создания компьютерных средств обучения и контроля знаний, программно-аппаратных средств для пользователей и технологий, разработка мульти-медиа-продуктов, позволило значительно усовершенствовать профессиональную подготовку в вузах и физкультурно-спортивную деятельность в фитнес-клубах. Использование медиа и мобильных технологий расширило представление обучающихся об информатизации современного образования; позволило рассмотреть современное понимание медиа, их виды и образовательные функции; раскрыло дидактические, психолого-педагогические и методические аспекты применения инновационных технологий в обучении, воспитании и спортивной тренировке.
Следует обратить внимание на научные работы по реализации современных информационных технологий в образовании (Иванников А. Д. [5], Камалов Р. Р. [6], Кинелев В. Г. [7], Кузнецов А. А. [8], Лапчик М. П. [10], Роберт И. В. [15] и др.), исследования, посвященные использованию Интернета в качестве информационной поддержки образовательно-воспитательного процесса (Иванников А. Д. [17], Регер Т. В. [14], Тихонов А. Н. [17] и др.), труды по теории программирования (Жужжалов В. Е. [3], Одинцов И. О. [12], Dijkstra E. W. [19] и др.), научные изыскания по основам дистанционного и мобильного обучения (Голицына И. Н. [1], Куклев В. А. [9], Титова С. В. [16], Traxler J. B. [20] и др.) и исследования, посвященные современным информационным технологиям в учебном процессе по физическому воспитанию (Железняк Ю. Д. [2], Зайцева В. В.[4], Петров П. К. [13] и Чубаров М. М. [18] и др.). В научных трудах по информатизации физкультурного образования особо подчеркивается разработка направлений информационно-коммуникационных технологий, связанных с интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного и тренировочного процессов. В исследованиях П. К. Петрова определены существенные направления использования таких технологий в физической культуре и спорте:
- в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания и повышающего его эффективность. При этом реализуются возможности программно-методического обеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделирования учебных, тренировочных и соревновательных ситуаций, осуществления тренажа и контроля за результатами обучения;
- в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным и организационным процессом в учебных заведениях, спортивных организациях и т. п.;
- в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебно-воспитательной и учебно-тренировочной деятельности и компьютерного тестирования физического, умственного, функционального и психологического состояний занимающихся;
- при организации мониторинга физического состояния и здоровья различных контингентов занимающихся. [13].
Таким образом, на основе разработок информационных технологий в сфере физической культуры и фитнеса стало возможным реализовывать индивидуальные программы физкультурных тренировок с учетом особенностей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма, составлять поурочный план занятий с долгосрочной реализацией всей программы, осуществлять текущий, итоговый контроль динамики физического развития и т. п. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволило детально оценивать все стороны деятельности студентов, особенности их физического, психического и функционального состояния, умственную работоспособность и успеваемость.
Содержание исследования
На основе выявленных положений на кафедрах информатики и физической культуры (безопасности жизнедеятельности) ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В. Г. Короленко» осуществляется научно-исследовательская работа «мобильный фитнес», основанная на разработке мобильного физкультурного контента для портативных устройств, позволяющего интенсифицировать занятия физической культурой и фитнесом. С помощью портативных мобильных устройств (гаджетов), которые есть у каждого подростка, появилась возможность не только осуществлять их обучение, но и совершенствовать физическое развитие обучающихся. Современные гаджеты постепенно начинают заменять субъектов обучения и воспитания подрастающей молодежи, которая находит в работе портативных устройств консультационную помощь при любых жизненных ситуациях, в контексте нашего исследования развитие физических качеств. В связи с актуальностью распространения мобильного обучения, которое соответствует запросам молодежи и отвечает прогрессивному нарастанию научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, нами разрабатывается и совершенствуется комплекс обучающих мобильных приложений по развитию физических качеств подрастающей молодежи. Новизна авторской разработки серии мобильных приложений заключается в том, что оно основано на строгой регламентации выполнения физических упражнений и отдыха между ними, а также учитывает специфику организации силового фитнеса в российских образовательных учреждениях и спортивных клубах. Это отличает их от мобильного контента в Интернете, который ориентирован на фитнес в элитных клубах и чаще всего предлагает программы консультирующего и контролирующего характера, а не интенсифицирующего тренировочный процесс.
В основе разработки авторского мобильного физкультурного контента лежит процесс программирования на различных языках (Object Pascal, JavaScript и Ruby) авторских тренажерных программ для мобильных устройств. Пример тренажерных программ (1 серии), разработанных под руководством доцента Р. Р. Камалова и старшего преподавателя А. С. Рудина на языке Object Pascal, одна из которых запатентована автором [11], показаны на рисунках 1, 2. и 3:
Рис. 1. Элементы окна формы выполнения упражнений тренажерной программы 1 серии (вариант А)
Рис. 2. Элемент окна формы выполнения упражнений тренажерной программы 1 серии (вариант Б)
Рис. 3. Элемент окна формы выполнения упражнений тренажерной программы 1 серии (вариант В)
Особенностью тренажерной программы 1 серии (вариант В) является доступность для возможности корректировки ее содержания, через Notepad (Рисунок 4).
Рис. 4. Элемент окна в Notepad для корректировки содержания программы
С помощью данной функции, у тренера и обучающегося появляется возможность корректировать содержание программы под индивидуальные цели тренировки и физические и антропологические характеристики. Представленные виды программ работатают на портативных устройствах операционных систем Windows.
Следующей разработкой в рамках научно-исследовательской работы «мобильный фитнес» стало программирование мобильных приложений 2 серии на языке JavaScript. Под руководством старшего преподавателя К. А. Касаткина был разработан специальный мобильный контент тренажерной программы «Круговая тренировка» для портативных мобильных гаджетов платформы Android (Рисунок 5).
Рис. 5. Элемент окна формы выполнения упражнений тренажерной программы 2 серии для гаджетов платформы Android
В контексте продолжения экспериментальной работы был разработан специальный сайт с тренажерным контентом, запрограммированным на языке Ruby. Данная разработка магистранта А. Г. Фефилова позволила заниматься фитнесом обучающимся с помощью любых портативных устройств, подключенных к Интернету, включая гаджеты на платформе iOS. Пример тренажерных программ (3 серии) представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Элемент окна формы выполнения упражнений тренажерной
программы 3 серии на специальном сайте в Интернете
На данный момент осуществляется совершенствование программ, их структурное и содержательное обновление и разработка новых видов. Так, в программы новых серий включается диагностический инструментарий, основанный на мониторинге функционального он-лайн анализа, а именно измерения частоты сердечных сокращений во время отдыха между выполнением физических упражнений. Данная функция в авторском мобильном приложении позволяет обеспечить контроль за утомлением обучающихся, что в свою очередь обеспечивает эффективность тренировочного процесса.
Выводы
Таким образом, в нашем исследовании на основе разработки авторского комплекса мобильных приложений для гаджетов осуществлена попытка перехода от традиционного обучения к мобильному. Программирование специальных программ для мобильного фитнеса способствует реализации огромного арсенала средств, позволяющих активизировать познавательную деятельность современной молодежи, что в свою очередь является важнейшим условием эффективности соврешенствования физического развития подростков. Реализация информационных технологий в сфере физической культуры и фитнеса позволяет решить одну из главных проблем современного общества, связанную с недостаточностью двигательной активности подрастающего поколения и человечества в целом.
Список литературы:
1. Голицына И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании. Режим доступа: ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i1/html/1.htm
2. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 264 с.
3. Жужжалов В. Е. Совершенствование содержания обучения программированию на основе интеграции парадигм программирования: Дис. ... д-ра пед.наук. – М., 2004. – 274 с.
4. Зайцева В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Автореф. дис. ... д-ра пед.наук. – М., 1995 . – 47 с.
5. Иванников А. Д., Кулагин В. П., Мордвинов В. А., Найханова Л. В., Овезов Б. Б., Тихонов А. Н., Цветков В. Я. Получение знаний для формирования информационных образовательных ресурсов: монография. – М.: Информика, 2008. – 440 с.
6. Камалов, Р. Р. Информационный ресурс в контексте информационно-аналитической деятельности. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2006. – 104 с.
7. Кинелев В. Г. Образование и ХХI век. Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
8. Кузнецов А. А. Основы общей теории и методики обучения информатике. – М.: Бином, 2010. – 207 с.
9. Куклев В. А. Методология мобильного обучения: монография. – Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2006. – 254 с.
10. Лапчик М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 143 с.
11. Наговицын Р. С., Камалов Р. Р. Программа для организации круговых тренировок на занятиях физической культурой // Патент №2013619563, от 18.06.2013г. Гос.реестр. М. – 8 с.
12. Одинцов И. О. Профессиональное программирование. Системный подход. – 2-е изд. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 624 с.
13. Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие. – М.: Издат.центр «Академия», 2008. – 288 с.
14. Регер Т. В. Глобальная сеть Интернет как информационная поддержка воспитательного процесса: пособие для педагога. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – 83 с.
15. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 313 с.
16. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. - Режим доступа: Mobile-learning-today-strategies-and-perspectives.
17. Тихонов А. Н., Иванников А.Д., Домрачев В. Г., Ретинская И. В. Образовательные Интернет-ресурсы. – М.: Просвещение, 2004. – 287 с.
18. Чубаров М. М. Формирование физической культуры студентов технических вузов на основе интегративной технологии информационной обучающей среды.: Автореф. ... дисс.д-ра пед.наук. – М., 2008. – 53 с.
19. Dijkstra E. W. A discipline of programming. – Prentice-Hall, Incorporated, 1976. – 217 p.
Наговицын Роман Сергеевич, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Адрес:427621, Удмуртия, гор. Глазов, ул. Энгельса д.24, кв.4,
Тел.: 89128536259.
E-mail: romanagovitsin@rambler.ru
Библиографическая ссылка
Наговицын Роман Сергеевич МОБИЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-10 (дата обращения:
07.06.2025).