Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тутолмин-Линдт Павел Александрович

Резюме:

В статье обсуждаются методологические, теоретические и практические вопросы компетентностной педагогической поддержки нравственного воспитания младших школьников в условиях информатизации и гуманизации образования. Оригинальные идеи, авторские позиции пронизывают всё содержание монографии. На основе анализа деятельности современного учителя описаны возможности компьютерной технологии игрового нормотворчества младших школьников. Главная цель работы – теоретическое обоснование совокупности педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием компьютерной педагогической поддержки.

Ключевые слова: Педагогическая поддержка, компетентностный подход, нравственное воспитание, младшие школьники, компьютерное сопровождение.


КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тутолмин-Линдт П.А.

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Глазов, Удмуртская Республика, Россия

Аннотация. В статье обсуждаются методологические, теоретические и практические вопросы компетентностной педагогической поддержки нравственного воспитания младших школьников в условиях информатизации и гуманизации образования. Оригинальные идеи, авторские позиции пронизывают всё содержание монографии. На основе анализа деятельности современного учителя описаны возможности компьютерной технологии игрового нормотворчества младших школьников. Главная цель работы – теоретическое обоснование совокупности педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием компьютерной педагогической поддержки.

Ключевые слова: Педагогическая поддержка, компетентностный подход, нравственное воспитание, младшие школьники, компьютерное сопровождение.

 

COMPETENCE PEDAGOGICAL SUPPORT OF MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN NONLEARNING NORMOTVORCHESKY ACTIVITY

Tutolmin-Lindt P. A.

Glazovsky state pedagogical institute of V.G. Korolenko, Glazov, Udmurtichen Repablic, Russia

Abstract. The article discusses the methodological, theoretical and practical competency-based pedagogical support moral education of schoolchildren in the conditions of Informatization and humanization in education. Original ideas, the author's position permeate the entire contents of the monograph. Based on the analysis of the activities of a modern teacher described the possibilities of computer technology's rulemaking younger students. The main goal is the theoretical rationale for the combination of pedagogical conditions of effective moral education of younger students using computer-based pedagogical support.

Key words: Pedagogical support, competence approach, moral education, Junior high school students, computer support.

 

Особую роль в возвращении людей к общечеловеческим ценностям призвана сыграть современная школа, осуществляющая на всех этапах формирования личности школьника ценностно-гуманистическую направленность её воспитания. Начальной школе в этом деле принадлежит особое место, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности личности, её ценностных ориентаций и отношений, среди которых нравственные ценности, регламентирующие поведение и взаимоотношения между людьми, занимают ведущее место. На эффективность нравственного воспитания младших школьников оказывают влияние различные факторы: социальная среда, воспитание, наследственность, микросреда, педагогическая поддержка жизнедеятельности и образования, активность самого школьника и т.д. Однако сегодня проблему нравственного воспитания младших школьников трудно решать без широкого использования педагогической поддержки данного процесса и вовлечения детей во все виды и формы нормотворческой деятельности, в том числе и компьютерные игры этической направленности, что повлечёт за собой гуманизацию всего учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим актуализируется проблема нравственного воспитания школьников в современных противоречивых условиях социально-экономического и духовно-нравственного развития общества. Подчёркивается роль искусственного интеллекта в расширении воспитательного влияния на приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, самостоятельному нравственному выбору образа жизни. На основе выявленного противоречия между социальной востребованностью нравственно ориентированной личности и недостаточностью научно обоснованных эффективных средств и педагогических технологий для удовлетворения потребности современного общества, разработаны исходные параметры и научный аппарат исследования.

Исследование теоретических основ педагогической поддержки нравственного воспитания младших школьников заключалось в рассмотрении системы нравственного воспитания младших школьников в современных условиях информатизации образования. Дано научное обоснование педагогической поддержки младших школьников через использование компьютерной технологии как фактора их нравственного воспитания.

Изучение педагогического потенциала компьютерной технологии игрового нормотворчества в нравственном воспитании младших школьников позволило нам проанализировать опыт экспериментального изучения педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием педагогической компьютерной поддержки. Обоснованы, выявленные в ходе исследования и экспериментально проверенные в реальной школьной практике, педагогические условия эффективности нравственного воспитания младших школьников с использованием педагогической компьютерной поддержки.

На эффективность нравственного развития младших школьников оказывают влияние различные факторы: наследственность, микросреда, социальная среда, воспитание, активность самого ребёнка. Однако сегодня проблему нравственного воспитания младших школьников трудно решить без использования специальной педагогической поддержки детей и вовлечения в различные виды и формы нормотворческой деятельности, в том числе и компьютерные игры этической направленности.

В ходе исследования мы сосредоточили внимание на поиске инновационных путей и педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников во внеучебной нормотворческой деятельности. Методологической основой изучения проблемы выступали общенаучный системный, субъектный и синергетический подходы.

Специфика воспитания ценностных отношений у младших школьников, обеспечивающая закономерный переход от нормативной и ситуативной системы ценностей к избирательной и нравственной заключается в последовательной гуманизации всех сфер жизнедеятельности детей.

Как показало исследование, педагогическая поддержка, являясь ядерным элементом педагогического мастерства учителя, а компьютерная технология игрового нормотворчества – действенным средством формирования нравственно ориентированной личности, играют существенную роль в нравственном воспитании младших школьников. Компьютерная технология игрового нормотворчества представляет собой комплекс развивающих воспитательных программ, состоящих из компьютерных игр, тестовых диагностик, проблемно-конфликтных ситуаций с возможностью альтернативы выбора нравственного поступка. Все игры содержали нормотворческий конструкт, учитывающий общие закономерности и специфические особенности социальной адаптации младших школьников. Технология, как базовый компонент педагогической поддержки младших школьников в образовательном процессе и внеучебной нормотворческой деятельности обеспечивала становление у младших школьников нравственной ориентации.

Эффективность нравственного воспитания при этом зависела от группы взаимообусловленных педагогических условий: научно обоснованной организации целостного воспитательного процесса в единстве виртуального и реального содержательного его наполнения; последовательное развитие у младших школьников потребности и способности заботиться об окружающих; формирование культуры нравственных отношений, поступков, поведения.

Анализ теоретического и экспериментального материала, полученного в ходе исследования позволяет судить о подтверждении выдвинутой научной гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:

1. Эффективность нравственного воспитания младших школьников выше, если использовать педагогическую компьютерную поддержку в качестве одного из средств решения сложной задачи развития нравственно ориентированной личности;

2. Важнейшими педагогическими условиями эффективного нравственного воспитания младших школьников являются:

- научно обоснованная организация целостного процесса воспитания в единстве виртуального и реального содержательного наполнения;

- реализация в воспитательном процессе принципов целостности, дополнительности, ценностной ориентации, субъектности, информативности и педагогической культуры воспитателей;

- развивающее виртуальное пространство и нравственная среда в жизни всего класса и каждого ребёнка;

- развитие у младших школьников потребности и способности заботиться об окружающих;

- компьютерная технология игрового нормотворчества;

- организация ценностно-ориентационной деятельности детей;

- достижение единства в решении воспитательных и практических задач;

- индивидуальный, личностно-ориентированный, субъектный и деятельностный подход в воспитании младших школьников.

3. С учётом педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников, разработана модель, которая встраивается в принятую систему начального образования, не нарушая целостности и, в то же время, обогащая учебно-воспитательный процесс.

 

Список литературы:

1.      Коч Л.А. Креативная этика / Л.А. Коч. – МПСИ; Воронеж, 2000.

2.      Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации/С.П. Первин // Информатика и образование. – 1994. - № 4.

3.      Сироткин Ю.Л. Формирование личности: проблема устойчивости / Ю.Л. Сироткин. – Изд-во Казанского ун-та, Казань, 1992.

4.      Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А.В. Тутолмин. – Глазов. гос. пед. ин-т. – Глазов, 2003.

5.      Тутолмин П.А. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников / П.А. Тутолмин, А.А. Тутолмин, А.В. Тутолмин. – Глазов: Изд-во Глазов. гос пед. ин-та, 2008. 


Библиографическая ссылка

Тутолмин-Линдт Павел Александрович КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-11 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 394 | За неделю: 394 | Всего: 394


Комментарии (2)