Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Овечкина Ольга Эдуардовна 1

1. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Резюме:

В данной работе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся интеллектуально – творческих способностей младших школьников. Анализируется внеучебная проектная деятельность, специфика формирования и развития интеллектуальных и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Опыт изучения проблемы развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников представлен в виде научного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: Интеллектуально-творческие способности, формирование и развитие, младшие школьники, внеучебная проектная деятельность, педагогические условия.


 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овечкина О.Э.

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Глазов, Удмуртская Республика, Россия

Аннотация. В данной работе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся интеллектуально–творческих способностей младших школьников. Анализируется внеучебная проектная деятельность, специфика формирования и развития интеллектуальных и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Опыт изучения проблемы развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников представлен в виде научного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: Интеллектуально-творческие способности, формирование и развитие, младшие школьники, внеучебная проектная деятельность, педагогические условия.

 

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN EXTRA-CURRICULAR PROJECT ACTIVITIES
Ovechkinа O.E.
Glazov state pedagogical Institute. V.G. Korolenko Glazov, Udmurt Republic, Russia

 

Abstract. In this work discusses the theoretical issues related to intellectual and creative abilities in primary school. Analyzed extracurricular project activity, the specificity of formation and development of intellectual and creative abilities of children of primary school age.The experience of studying problems of development of intellectual and creative abilities in primary school are presented in the form of scientific analysis of the results of experimental work.
Keywords: Intellectual and creative abilities, the formation and development of younger students, extra-curricular project activities, pedagogical conditions.

 

 

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал для умственного и творческого развития. Однако, в настоящее время дети с раннего возраста «зависают» на смартфонах, планшетниках, компьютерах и прочей современной техники, которая вызывает у них сугубо игровой интерес. Былое влечение детей к фантазированию, придумыванию, проектированию снижается, а значит и снижается уровень как интеллектуальных, так и творческих способностей учащегося.

Урок в современной начальной школе нацелен на развитие универсальных учебных умений, общекультурных, предметных, личностных, коммуникативных компетенций. Возникает проблема: как и когда, следует формировать и развивать интеллектуально–творческие способности (креативную компетенцию) у младших школьников?

Наше исследование нацелено на рассмотрение возможностей формирования и развития интеллектуально – творческих способностей детей во внеучебной деятельности. Большие возможности, на наш взгляд, таит в себе проектная деятельность детей. Как показало исследование, проектный метод обучения становится актуальным в инновационной (= проективной) педагогикеXXI века.

Опытно-экспериментальная работа заключалась в психолого-педагогической диагностике исходных данных об уровне развития способности к интеллектуальному творчеству у испытуемых, формировании и развитии у них интеллектуально–творческих способностей во внеурочной проектной деятельности посредством вооружения их, наряду с логическими, также и эвристическими способами мыследеятельности, выработки универсального умения к содержательному обобщению, создания педагогических условия для творческого саморазвития.

Проектная деятельность во многом схожа с учебно-исследовательской деятельностью. Она помогает научить младших школьников в групповом сотрудничестве решать учебно-творческие задачи путём проектирования вероятностных решений и поиска теоретического обоснования разработанному проекту.

Экспериментальную проверку предположения о совокупности педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования и развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности мы осуществили во 2 классе МБОУ Кушьинской СОШ Удмуртской Республики.

Методика формирования и развития интеллектуально–творческих способностей испытуемых реализована с помощью внеучебных занятий в «школе творческого мышления», включающих совместную проектную деятельность детей с элементами логистики и эвристики, а также педагогическую поддержку со стороны педагога-креатолога.

В процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются различные способности, в частности интеллектуально – творческие. В процессе коллективной работы создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

При организации внеучебной деятельности учитель решает определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные способы развития личности, учитывает интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью. Организация внеучебной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с детьми.

Условия маленьких школ, где учитель работает с небольшой группой учащихся, дают больше возможностей педагогу быть вместе с детьми, а не над ними. У каждого ребёнка есть возможность высказать своё мнение, быть услышанным. Ребёнка поддерживают, подбадривают, он чувствует себя уверенным, учится ценить себя. В такой атмосфере ученик легче усваивает знания, развивается. Ребёнок открыт, он ничего не боится. Это открывает для него широкий путь к развитию интеллектуально – творческих способностей.

Именно в начальных классах работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности, а именно: к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. [37].

При правильно выбранном подходе можно значительно улучшить эффективность внеучебной деятельности в начальной школе, не только повысить уровень знаний учащихся, но и способствовать их личностному росту, развитию их интеллектуально – творческого потенциала.

Так среди инновационных педагогических технологий важное место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проектная деятельность наиболее эффективна при формировании и развитии интеллектуально – творческих способностей.

Опытно – экспериментальная работа проводилась в МБОУ Кушьинская СОШ Игринского района УР.

Дети активны как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проявляют самостоятельность и трудолюбие. Они умеют анализировать свою работу и работу одноклассников, что является ценным достижением учителя. Учащиеся достаточно дисциплинированы и ответственно подходят к творческой работе.

Организация опытно – экспериментальной работы осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе изучались и анализировались теоретические основы по данной проблеме. На втором этапе разрабатывалось содержание и структура констатирующего и формирующего экспериментов. На третьем этапе исследовательской работы проводились констатирующий, формирующий эксперименты по проверке выдвинутой гипотезы, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление работы.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень интеллекта и креативности у младших школьников. Для определения творческих способностей за основу был взят краткий тест творческого мышления П. Торренса. Он определяет креативность как естественный процесс, что дает возможность выявить творческие способности.

Его тесты сгруппированы в словесную, изобразительную, звуковую и двигательную батареи. Они отражают различные проявления креативности в показателях беглости, гибкости, оригинальности. Показатель беглости отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в рисунках. Измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Следует отметить, что низкий показатель может наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивируемых детей. Гибкость оценивает возможность выдвигать разнообразные идеи, способы решения той или иной проблемы. Низкий показатель гибкости может свидетельствовать низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, установленных. Все задания предназначены для детей от детского сада и до окончания школы.[38, стр.124]

Для проведения эксперимента была выбрана фигурная (изобразительная) батарея тестов. (Приложение 1) Детям было предложено задание «Закончи рисунок». На  двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. К ним необходимо добавить дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение задания отводится 10 минут. К каждой картинке нужно придумать интересное название.

Выполнив этот тест с учащимися 2 класса, получили результаты, представленные в таблицах ниже. Результаты представлены в баллах.

Таблица 1.

Показатели оригинальности у испытуемых экспериментальной группы

 

1р.

2р.

3р.

4р.

5р.

6р.

7р.

8р.

9р.

10р.

Итого:

Кожевникова Елизавета

0

0

1

0

2

2

2

2

0

0

9

Перевощикова Ксения

1

2

2

0

0

2

2

2

0

0

11

Бабайлова Кристина

0

2

1

2

2

2

2

2

0

2

14

Корепанова Анастасия

2

1

1

1

0

0

2

1

2

2

12

Корепанов Дмитрий

2

0

2

2

0

0

0

2

0

1

9

Кожевников Максим

2

0

1

2

1

2

2

2

2

1

15

Корепанова Марина

0

1

2

2

0

2

2

2

0

1

12

Перевощиков Роман

0

0

2

0

0

0

0

0

2

0

4

 

Таблица 2.

Показатели беглости у испытуемых экспериментальной группы

Кожевникова Елизавета

9

Перевощикова Ксения

7

Бабайлова Кристина

10

Корепанова Анастасия

10

Корепанов Дмитрий

9

Кожевников Максим

10

Корепанова Марина

8

Перевощиков Роман

5

 

Таблица 3.

Показатель гибкости у испытуемых экспериментальной группы

Кожевникова Елизавета

8

Перевощикова Ксения

8

Бабайлова Кристина

8

Корепанова Анастасия

10

Корепанов Дмитрий

10

Кожевников Максим

7

Корепанова Марина

9

Перевощиков Роман

2

 

Обобщив полученные результаты, мы получили следующее:

Таблица 4.

Соотношение беглости, гибкости и оригинальности у испытуемых экспериментальной группы

 

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Кожевникова Елизавета

9

8

9

Перевощикова Ксения

7

8

11

Бабайлова Кристина

10

8

14

Корепанова Анастасия

10

10

12

Корепанов Дмитрий

9

10

9

Кожевников Максим

10

7

15

Корепанова Марина

8

9

12

Перевощиков Роман

5

2

4

 

Рис. 1 Соотношение беглости, гибкости и оригинальности у испытуемых экспериментальной группы.

 

Тест на определение уровня творческих способностей показал, что беглость на высоком уровне у всего класса. При определении гибкости и оригинальности обнаружили, что у 62,5% класса средний уровень, у 25% - высокий уровень, а у 12,5% - низкий уровень. Можно сделать вывод о том, что в целом не было учеников, которые не справились с заданиями. Показатель творческих способностей учеников хороший.

Для определения интеллектуальных способностей были использованы матрицы Дж. Равена.  Существует 3 варианта. Цветные матрицы предназначены для детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для людей с интеллектуальными проблемами.  Черно-белые матрицы – основной вариант теста.  Его можно использовать в работе с детьми от 8 лет,  подростками и взрослыми до 65 лет. Третий вариант теста предназначен для интеллектуально одаренных людей. Методика предназначена для изучения логичности мышления. Учащимся предлагаются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Тест состоит из 60 таблиц, разделенных на 5 серий. В каждой серии содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Ребенок должен найти принцип, по которому построена в каждом отдельном случае фигура и, подобрать недостающий фрагмент. Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит их непрерывное развитие. Усложнение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия D – основана на принципе перегруппировки фигур в матрице. Учащийся должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. И серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. [39]

Выбранный нами вариант состоит из 36 заданий, объединенных в 3 серии – А, АВ и В. (Приложение 2) В каждой серии по 12 заданий. Максимальный балл равен 36. Проведя данную диагностику во 2 классе, мы получили следующий результат:

Рис. 2 Уровень развития интеллектуальных способностей у испытуемых экспериментальной группы

 

            Из этой диаграммы мы видим, что у 1учащегося – 38,9 % правильно решенных заданий, у 1 – 47,2 %, у 3 – 50 %, у 1 – 69,4 %, у 2 – 63,9 % заданий решено правильно. Разделим всех учеников условно на 3 группы по уровням интеллектуального развития: низкий, средний, высокий и обобщим результат:

Рис. 3 Уровени интеллектуального развития испытуемых экспериментальной группы

 

            При выполнении данной диагностики учащиеся были заинтересованы о результате выполнения работы, часто смотрели, насколько быстро остальные справляются с заданиями. При этом типичный темп работы не был замедлен или ускорен. Из данных диаграммы 3 видим, что большинство учащихся имеют средний уровень интеллектуальных способностей – 62,5 %, 25 % имеют низкий уровень, а 12,5 – высокий уровень интеллекта. Не справившихся с заданиями учащихся нет.

Рассмотрев интеллектуальные и творческие способности учащихся 2 класса, нам необходимо объединить конечные результаты в одно целое и проанализировать уровень развития интеллектуально – творческих способностей. Результаты можно увидеть на рисунке:

Рис. 4. Уровень интеллектуально – творческих способностей у испытуемых экспериментальной группы

 

Из данной диаграммы видим, что половина учащихся обладает низким  уровнем интеллектуально – творческих способностей, 37,5% - средним и 12,5%  - с высоким уровнем.

            Можно сделать вывод о том, что уровень интеллектуально – творческих способностей 2 класса низкий. Поэтому перед нами стоит задача повысить ее с помощью внеучебной проектной деятельности.

 

            Цель формирующего эксперимента: разработать комплекс внеучебных занятий, включающих проектную деятельность для формирования и развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.

            С детьми во внеучебное время проводились проектные занятия на различные темы.

             Первый проект «Школьный светофор». (Приложение 3) Проблема данного проекта:  Каждый день в школе находится много ребят. Многие ведут себя шумно, бегают, даже дерутся. Как же нужно вести себя в школе, чтобы не возникало травм, обид и ссор? Целью является пропаганда правил правильного поведения в школе.

Задачи проекта:

1.         Организовать круглый стол по проблеме.

2.         Каждому продумать правила «школьного движения».

3.         Оформить журнал «Школьное движение».

4.         Презентовать журнал и каждое его правило.

Мероприятие включило в себя 5 этапов. На 1 этапе учащиеся вели наблюдения за школьниками и их поведением в коридоре. Затем по истечении недели провели круглый стол, где обсуждали нарушения школьников в школе на переменах и после уроков. Обсуждали возможные  последствия такого поведения: травмы, ушибы, плохое настроение и др. После этого каждый составлял правила школьного движения. Дальше происходило составление общего списка правил дорожного движения. Каждый ученик выбрал себе одно правило и оформил лист для журнала. Оформление журнала «Школьный светофор» заняло       1 день, после чего дети защищали свой проект. Каждый ученик выступал за «свою страничку» журнала и презентовал ее классу.

2 проект проходил на тему «Узоры на посуде». (Приложение 4) Для развития творческого потенциала, стремления к успеху , интересу и вниманию к творческим усилиям товарищей был подобран проект схожий с учебным проектом по математике «Орнаменты и узоры на посуде». Главная задача учеников – выполнить данную работу так, чтобы она не была похожа на предыдущую, по математике. На первом этапе проекта дети вспоминали, что такое узоры и орнаменты, какие они бывают с помощью просмотра презентации. Учащиеся так же вспоминают свои работы. И применив креативность, создают совершенно новые узоры на посуде. Результат работы защищается, затем оформляется выставка работ с анализом каждой: сходства и различия старой и новой работы.

Тема следующего проекта: «Загадки». (Приложение 5) На первом этапе работы с детьми рассматривались виды загадок. Затем учащиеся работали самостоятельно – искали к каждому виду по несколько примеров. Выбрав наиболее понравившуюся загадку, необходимо было – оживить ее. К своей загадке придумывался рисунок. На последнем этапе проекта все рисунки объединялись в альбом, который защищали все учащиеся.

4 проект «Наша зима». (Приложение 6) На первом этапе проекта мы пришли к выводу: для того чтобы целый год с нами оставалась частичка зимы, нам необходимо сотворить своими руками снегопад. А так как снегопад – это маленькие снежинки, то мы сделаем их: из бумаги и из ниток. Следующий этап заключался в том, что учащиеся проектировали различные снежинки и изготовляли их с помощью бумаги и ниток. А на последнем этапе защищали свои работы на выставке.

Следующий проект «Классное дерево». (Приложение 7) Результатом этого проекта стало классное дерево, отражающее жизнь класса. На первом этапе мы говорили о дереве жизни и его роли в жизни каждого человека. Далее, предлагали идеи дерева, которое может отразить весь класс, вместе с классным руководителем. На третьем этапе занимались разработкой дерева, его составляющими и содержанием. На последнем этапе – этапе защиты проекта, каждый ученик ответил на вопрос: «Что для меня значит наше «Классное дерево?»

Таким образом, с детьми нами проведено пять внеучебных проектных занятий. На каждом из них учащимся было интересно выполнять задания. Комплекс занятий не сложен, но в то же время помогает развивать у учащихся интеллектуально – творческие способности, а значит цель нашей работы выполняется.

 

            Для проверки нашей гипотезы была использована группа внеучебных проектных занятий. Цель контрольного эксперимента – проверить, верна ли наша гипотеза о том, что внеучебная проектная  деятельность формирует и развивает интеллектуально – творческие способности младших школьников. Поэтому основными задачами контрольного эксперимента являются:

1.      Проверка изменения результатов констатирующего эксперимента с помощью методик Г. Айзенка [41] и П. Торренса.  [42]

2.      Обоснование эффективности применяемых проектных занятий с детьми.

Для определения креативности на данном этапе опытно – экспериментальной работы мы использовали субтест П. Торренса «Нарисуй картинку». (Приложение 8) Необходимо нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка дано овальное цветное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается учащимися самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку. [42]

Получили следующий результат:

Таблица 5.

Уровень креативности у испытуемых экспериментальной группы

№  респондента

Название

Оригинальность

Беглость

Гибкость

Общий балл

Корепанов Дмитрий

1

5

1

1

8

Кожевников Максим

3

11

1

3

18

Перевощиков Роман

2

3

1

1

7

Кожевникова Елизавета

3

5

1

1

10

Перевощикова Ксения

3

8

1

3

15

Бабайлова Кристина

1

5

1

1

8

Корепанова Марина

3

10

1

3

17

Корепанова Анастасия

3

8

1

2

12

 

Результат данной диагностики можно обобщить на рисунке:

Рис. 5 Уровень креативности испытуемых экспериментальной группы

            Из данных этой диаграммы видим, что 37,5 % учащихся имеют высокий уровень творческих способностей, 25 % - средний уровень креативности, а 37,5 % - низкий уровень креативности.

            На следующем этапе мы определяли уровень интеллекта. Для этого использовали методику зрительно – пространственный тест Г. Айзенка. (Приложение 9) На выполнение данного теста дается ровно 30 мин. К концу серии задания становятся в труднее. Ответ на задание состоит из одного числа. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей. Тест не содержит "каверзных" заданий, но приходится рассмотреть несколько путей решения.[41]

            Результат теста отражен на рисунке:

Рис. 6 Уровень интеллекта у испытуемых экспериментальной группы

 

            Из полученных данных видим, что 50%  - средний уровень интеллекта и 50% - высокий уровень интеллекта.

            Совместив уровни творческих способностей и интеллекта учащихся на контрольном эксперименте, получили следующее:

Рис. 7 Уровень интеллектуально – творческих способностей испытуемых экспериментальной группы.

 

Видим, что низкий уровень составляет всего 12,5  %, а средний уровень –  62,5 %. Высокий уровень интеллектуально – творческих способностей –  25 %. Можно сказать о том, что в целом уровень интеллектуально – творческих способностей учащихся 2 класса средний.

Необходимо сопоставить данные констатирующего и контрольного экспериментов. Рассмотрим полученные данные:

Рис. 8. Сравнительная гистограмма уровней интеллектуально – творческих способностей испытуемых экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

 

Из данных этой диаграммы прослеживается овладение учащимися интеллектуально – творческими способностями. Видим, что низкий уровень спал 50 % до 12,5 %, а количество учащихся со средним и высоким уровнем возросли и составляют 62,5 % и 25 % соответственно. Нам удалось повысить уровень интеллектуально – творческих способностей учащихся.Можно сделать вывод о том, что гипотеза нашей опытно – экспериментальной работы подтверждена.

Также проводился итоговый контрольный эксперимент на 2  классе МБОУ «СШ №11», Удмуртской Республики, г. Глазова.

Учащимся были даны те же задания, что и в экспериментальном классе на контрольном эксперименте.

 

 

Рис. 9. Уровень овладения интеллектуально – творческими способностями испытуемых контрольной группы.

 

Таким образом, видим, что уровень интеллектуально – творческих способностей низкий. Необходимо работать над повышением интеллектуально – творческих способностей младших школьников. В сравнительной гистограмме представлены уровни овладения интеллектуально – творческими способностями двух классов.

Рис. 10 Сравнительная гистограмма уровней интеллектуально – творческих способностей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

 

Таким образом, проведенные нами мероприятия на формирование и развитие интеллектуально – творческих способностей, дали положительный эффект. На конец педагогического эксперимента учащихся с высоким уровнем интеллектуально – творческих способностей в экспериментальном классе стало на 12 % больше, а с низким на 37,5 % меньше. Нам удалось повысить уровень интеллектуально – творческих способностей младших школьников.

По проведенной работе можно сделать следующие выводы:

1.             Полученные результаты свидетельствуют об эффективности педагогических условий способствующих развитию интеллектуально – творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности.

2.             По итогам формирующего эксперимента можно увидеть повышение уровня интеллектуально – творческих способностей испытуемых.

3.             Сравнивая результаты тестирования в экспериментальной и контрольной группах, можно говорить об эффективности применения проектной деятельности во внеучебное время.

Любая внеучебная деятельность направлена на развитие личности, его способностей. Проектная деятельность развивает в первую очередь исследовательские качества учащихся, креативность, интеллект, интеллектуально – творческие способности. Но необходима постоянная работа, для того чтобы данные педагогические условия способствовали  развитию интеллектуально – творческих способностей младших школьников внеучебной проектной деятельности.

Итак, наиболее содержательными и интересными для детей являются проекты, организованные во внеучебной деятельности. Внеучебная проектная деятельность учащихся требует ответственности, самостоятельности. Поэтому необходимо учить детей действовать независимо. Не нужно сдерживать их инициативы. Нельзя делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Не надо спешить с вынесением оценочных суждений. Нужно помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: самостоятельно выявлять проблемы; прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учить анализу, классификации, обобщению информации. Дети должны научиться отстаивать свои идеи и отказываться от ошибок.

Формируя и развивая индивидуально – психологические особенности, заключающиеся в способности ученика находить особый взгляд на привычные вещи путем задействования познавательных функций человека, мы тем самым развиваем личность. Выполняя задачу: научить решать творческие задачи на уровне импровизации, самостоятельности, проявлять оригинальность при решении, мы двигаем ребенка к взрослой жизни, где для него не будет неразрешимых задач.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальная проверка гипотезы реализована посредством решения задач исследования: уточнили суть интеллектуально – творческих способностей; определили критерии и уровни развития  интеллектуально – творческих способностей младших школьников; разработали комплекс внеучебных занятий включающих проектную деятельность; доказали опытно – экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования и развития интеллектуально – творческих способностей во внеучебной проектной деятельности. В настоящее время данная работа находит свое подтверждение.

 

Библиографический список:

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Мир и Образование, 2008. – 212 с.

1.         http://studopedia.ru/1_52984_ponyatie-intellekt-predstavleniya-ob-intellekte.html

2.         Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб: Питер, 2009. –448 с.

3.         http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%E0%F2%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC

4.         Рубинштеин С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. – 512 с.

5.         Маклаков А. Г.  Общая психология. СПб: Питер,  2001.

6.         Пасмор Е.С. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2007.

7.         http://www.grandars.ru/college/psihologiya/intellekt-cheloveka.html

8.         Н. В. Бибикова. Развитие креативности детей в начальной школе. Начальная школа плюс до и после. 2012, №11, стр. 3 – 6. 

9.         Д. Б. Карвасарский. Клиническая психология. Питер, 2004.

10.     Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: ГАРДАРИКИ, 2005.

11.     Педич Г. Филипп Ариес. [Электронный ресурс]: URL:  http://psiholog-galina.ru/psichologiya-detstva/filipp-aries

12.     Абдрахманов Р. Р. Психология у Аристотеля. Реферат. [Электронный ресурс]: URL: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/psichologiya_u_aristotelya.html

13.     Периодизация Л. С. Выготского. [Электронный ресурс]: URL:  http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/26878-periodizaciya-ls-vygotskogo.html

14.     Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Питер, 2007. – 25 с.

15.     Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2007.

16.     Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4, ч. 2.  Проблема возраста. [Электронный ресурс]: URL: http://www.klex.ru/9fn

17.     Склярова Т. В. Возрастная педагогика и психология. М.: Покров, 2004. 

18.     Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. –  М.: ТЦ «Сфера», 2001.

19.     Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2005 

20.     Склярова Т. В. Протоиерей Василий Зеньковский. [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravoslavie.by/print_news/91298

21.     Романова Л. А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. [Электронный ресурс]: URL: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/fradkin2013/Romanova.pdf

22.     Яшкова А. Н., Сухарева Н. Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ : УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / А. Н. ЯШКОВА, Н. Ф. СУХАРЕВА ; МГПИ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА. - САРАНСК : [б. и.], 2011.

23.     Фельдштейн Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Институт практической психологии, 1996.

24.     Щербина О. А. Внеурочная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]: URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/1/vneurochnaya_deyatelnost.doc

25.     Дмитренко Ю. М. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО. [Электронный ресурс]: URL: http://www.belschool40.ru/component/k2/item/download/245_22297f2f0b0163add523fb73aa457ae9

26.     Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43.

27.     Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.

28.     Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.

29.     Никишина А. В. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс]: URL: http://school64-pnz.ru/node/61

30.     Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004

31.     Куликова О.Е. Формирование личностных универсальных учебных действий кадет во внеурочной работе // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2453

32.     Шамаева О. Р. Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе. [Электронный ресурс]: URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/formirovanie-lichnostnykh-universalnykh-uchebnykh-deystviy-v

33.     Короленко Л. П. Развитие УУД в процессе проектной деятельности в начальной школе. [Электронный ресурс]: URL: http://www.school2100.ru/upload/iblock/2ae/2ae2485d3bf3e043500a0bd64f10f10c.pdf

34.     Наумцева Н. А.  Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка. [Электронный ресурс]: URL: http://festival.1september.ru/articles/620285/  

35.     Александрова Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий  / Н. В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-4.

36.     Бокареваж. Г. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся /Г. Бокарева, Е. Кикоть // Almamater.– 2002.– № 6. – С. 52–54.

37.     Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. – Санкт – Петербург, 1998. – С. 124

38.     Коллектив авторов.  Диагностика интеллекта и креативности. [Электронный ресурс]: URL:  http://www.klex.ru/b23

39.     Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

40.     Собчик Л. Н. Интеллектуальные тесты Айзенка – Горбова. –М., 2009.

41.     Тест креативности Торрена. Диагностика творческого мышления.  [Электронный ресурс]: URL: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya

42.     Воронин А. Н. Интеллект и творчество. Сборник научных трудов. – М., 1999.

43.     Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. — 1976. — № 4.

44.     Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов, 1983.

 

 


Библиографическая ссылка

Овечкина Ольга Эдуардовна ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-16 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 410 | За неделю: 410 | Всего: 410


Комментарии (0)