Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Садыкова Алёна Рашитовна 1

1. МБОУ Карсовайская СОШ

Резюме:

В данной работе, посвящённой проблеме формирования творческой личности осуществлён научный анализ возможностей учебно-воспитательного процесса современной начальной школы, а именно – работы элективного кружка «САМ», организуемого для целенаправленной научно обоснованной работы по формированию и развитию творческой самостоятельности у младших школьников.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, современная начальная школа, творческая самостоятельность, становление и развитие.


 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Садыкова А.Р.

Аннотация: В данной работе, посвящённой проблеме формирования творческой личности осуществлён научный анализ возможностей учебно-воспитательного процесса современной начальной школы, а именно – работы элективного кружка «САМ», организуемого для целенаправленной научно обоснованной работы по формированию и развитию творческой самостоятельности у младших школьников.

Ключевые слова: Учебно-воспитательный процесс, современная начальная школа, творческая самостоятельность, становление и развитие.

 

FORMATION AND DEVELOPMENT OF CREATIVE INDEPENDENCE YOUNGER PUPILS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN PRIMARY SCHOOL
Sadykova, A.R.
Glazovsky state pedagogical Institute named after V.G. Korolenko
Glazov, Udmurt Republic, Russia


Abstract: In this paper, is devoted to the problem of formation of creative personality made a scientific analysis of the possibilities of the educational process modern primary school, namely work elective mug "HIMSELF", organized for targeted evidence-based work on the formation and development of creative independence in primary school.


Key words: Educational process, modern elementary school, creative independence, formation and development.

 

 

Введение

         Современная жизнь человека обусловлена быстро меняющимися социально-экономическими условиями развития общества. Инициативные, самостоятельные, продуктивно мыслящие, решительные и ответственные люди были востребованы всегда. Но сегодня, в «век перемен», когда у подрастающего поколения, молодёжи, людей зрелого возраста возникают неуверенность в «завтрашнем дне», обеспокоенность не успеть за быстро меняющимися условиями жизни, всё более обостряется проблема социально-психологической адаптации, самостоятельного самоопределения и плодотворной деятельности. Социально защищённый, уверенный в себе человек, способен на созидательную деятельность, принятие самостоятельных, творческих и ответственных решений.

         Психологический аспект актуальной социальной проблемы обусловлен развитием у современной личности таких важных качеств, как креативность, способность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

         В педагогической науке и практике актуализируется проблема формирования у подрастающего поколения способности и готовности к созидательной, духовно богатой жизни и труду, которая конкретизируется на вопросах пробуждения и всемерного развития у обучающихся инициативы и творчества.

Вопросам формирования самостоятельной, творческой личности посвящены исследования и труды ряда отечественных и зарубежных учёных. Методологической основой для нашего исследования послужили труды К. Роджерса, В.А. Сластёнина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а также работы Э.де Боно, Д.Б. Богоявленской, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, А.В. Тутолмина, В.С. Юркевич, Д.Б. Эльконина. В целом, вышеназванные труды учёных позволяют увидеть значимость научного подхода в процессе исторического и культурного становления и развития творческой самостоятельной личности. Современные диссертационные исследования затрагивают, в основном, психологические аспекты развития самостоятельности и креативности у детей разных возрастов.

Актуальность.

         В педагогической науке и практике актуализируется проблема формирования у подрастающего поколения способности и готовности к созидательной, духовно богатой жизни и труду, которая конкретизируется на вопросах пробуждения и всемерного развития у обучающихся инициативы и творчества.

Наш научный интерес к педагогической проблеме формирования творческой личности заключается в углублённом изучении возможностей учебно-воспитательного процесса современной начальной школы, а именно – работы кружка «САМ», организуемого для целенаправленной научно обоснованной работы по формированию и развитию творческой самостоятельности личности младшего школьника.

Творческую самостоятельность мы рассматриваем как качественную характеристику личности, обладающую устойчивой мотивацией к поисковой деятельности и реализующуюся в собственных смелых, парадоксальных умственных действиях, креативном поведении, нестандартной продуктивной деятельности.

Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие её способности - путем самопознания. Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие идея о самостоятельности в обучения получает в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека.

В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца ХVIII века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся – центральный в педагогической системе К.Д. Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения.
       В 20-х годах ХХ века определенную роль в развития теория самостоятельности учащихся сыграли комплексное обучение и другие формы индивидуализации обучения [6].

Один из ведущих педагогов Пидкасистый П. И. рассматривает самостоятельность как: целеполагание - выделение цели деятельности; целевыполнение - определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий; анализ результатов деятельности - соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. Данные элементы отражают содержательную основу процесса воспитания самостоятельности личности [13].

В его исследованиях эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от правильной взаимосвязи деятельности учащихся на уроке. В своих экспериментальных исследованиях он исходит из того положения, что ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать. Данные две стороны процесса обучения органически взаимосвязаны. Познавательная самостоятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении школьниками основ наук, овладении навыками работы с книгой, работы в лаборатории, а также путем применения полученных знаний на практике [7].

Н.Г. Алексеев в используя личностный подход, определяет самостоятельность как свойство личности, характеризующееся двумя взаимосвязанными факторами: «...во-первых, совокупностью средств - знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям ее осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми» [8].

К. К. Платонов относит самостоятельность к волевым качествам личности, которые проявляются в способности систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руко­водства извне [9].

В целом самостоятельность как качество личности в психолого – педагогической науке связывается с умением субъекта ставить перед собой цели как результат деятельности и в соответствии с ними оп­ределять направление своей деятельности для их достижения собственными силами.

Понятие самостоятельность включает три взаимосвязанных качества: 1) независимость как способность самому, без подсказки извне, принимать и осуществлять решения, 2) ответственность, готовность отвечать за по­следствия своих поступков, 3) убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого убеждения [10].

Самостоятельность проявляется в различных видах человеческой деятельности, в частности в познавательной, познавательно-практической, образовательной, умственной, интерактивной, профессиональной, творче­ской и др.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.

  Анализ психолого-педагогических исследований показывает разнообразие подходов к определению понятия «самостоятельность»:

- интеллектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться;

- готовность учащегося своими силами продвигаться в овладении знаниями;

- свойство личности, проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и способами деятельности.

С целью раскрытия природы творческой самостоятельности, её характеристик и обоснования правомерности использования данного понятия рассмотрим составляющие компоненты.

Изучая проблему творчества и самостоятельности, ряд исследователей (М. И.Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Леонтьев. И.Я. Лернер, А.А. Матейко и др.) указывали на их тесную связь, которая позволила интегрировать эти два понятия в категорию «творческая самостоятельность».

Любой творческий акт в образовательной деятельности невозможен без самостоятельности человека в нём, осмысления и осознания проблемы, поиска, выбора путей и способов решения, апробации и внедрения, совершенствования созданного [11].

Раскрытие взаимосвязей творческой самостоятельности ученика с его базовыми личностными функциями (рефлексия, ответственность, самореализация) позволило заключить, что творческая самостоятельность уча­щегося является единой, целостной системой его личностных качеств, проявляемых им в ходе обучения. Она объединяет в себе несколько взаимосвязанных компонентов:

- мотивационно-ценностный, включающий рефлексию учащимся собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к предмету обучения, ориентацию на достижение высоких результатов в нём;

- когнитивный, в основе которого лежат интеллектуально-познавательные качества личности ученика, развитое мышление и воображение, механизмы понимания, осмысления и рефлексии;

- коммуникативный, в состав которого входят коммуникативные функции личности, готовность к сотрудничеству, к гибкому и конструктивному ведению диалога;

- креативно-деятельностный, включающий разнообразные способы творческой дея­тельности в различных сферах [12].

Мы будем придерживаться следующего понимания самостоятельности – это интегративная качественная характеристика личности.

Самостоятельно мыслить и действовать – значит мыслить смело, не полагаясь на постороннюю помощь; осуществлять деятельность, полагаясь на собственные силы ума, опыта, креативности.

Предпосылкой самостоятельности личности и её самостоятельной деятельности является самость – и внутренне субъективное бытие человека; его  ндивидуальность, самобытность, своеобразие; личностное отношение и занимаемая позиция к окружающей действительности.

Слагаемыми самостоятельности выступают:

Организованность – способность к упорядочиванию деятельности на основе целеполагания, планирования, последовательного выполнения запланированного, рефлексии результатов.

Решительность – способность к смелому мышлению (поисковому, исследовательскому), смелому принятию решения.

Ответственность – способность предвидеть и оценивать результат собственной деятельности, осуществлять осознанный выбор варианта решения проблемы

Творческая самостоятельность обеспечивается кроме выше представленных параметров, такими как, парадоксальность, оригинальность, инновационность принимаемых самостоятельно решений.

Уровни творческой самостоятельности личности:

1.   Стимульный (адаптивный) – лишь некоторые.

2.   Эвристический (активный) -  не все.

3.   Креативный (инициативный) - сочетает в себе все характеристики: организованность, решительность, ответственность, парадоксальность, оригинальность, инновационность.

Таким образом, просмотрев различные источники, мы можем сделать вывод, что творческая самостоятельность – это качество личности, которое формируется с раннего возраста. Творческая самостоятельность содержит в себе нестандартность, оригинальность, креативность мышления, которое проявляется через самостоятельное стремление к познанию чего - то нового. Творческая самостоятельность определяется как способность и готовность уча­щегося к решению ряда задач, не допускающих переноса готовых образцов деятельности и предполагающих рефлексию и саморазвитие его процессуальной и личностной сфер.

Материал и методы исследования

В качестве факторов развития творческой самостоятельности у младших школьников  выделены: а) разработка специальной программы кружка «САМ», в рамках которой обучающийся может продвигаться по индивидуальной образовательной траектории и более свободно, чем по программе изучения отдельного предмета; б) актуализация учебно-творческой деятельности с занимательными подтемами к урокам по предметам, творческими заданиями и типами упражнений; инновационный мониторинг успехов и реальных возможностей младших школьников.

В ходе предварительного исследования установлено, что способность детей к самостоятельной поисковой деятельности и «смелому мышлению» (А. Гин), необходимо развивать на основе специальной программы.

Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Карсовайская СОШ во 2 классе.

Цель педагогического эксперимента: экспериментально обосновать педагогические условия становления и развития творческой самостоятельности личности младшего школьника; проверить эффективность разработанной программы кружка «САМ»;

Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа.

На первом этапе эксперимента была проведена диагностика класса сформированности творческой самостоятельности личности младших школьников. Для выявления уровня креативности, творческого мышления нами был проведен тест Гилфорда.

Тест Гилфорда на сегодняшний день является одним из самых широко используемых психологических тестов, который позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей человека, его креативность и умение решать сложные логические задачи.

Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Перед тем как проводить тест Гилфорда мы с Тутолминым Александром Викторовичем, решили не ограничивать детей во времени и позволили им самостоятельно выбрать, в каком порядке делать тесты.

В приложении 1 представлена таблица диагностики результатов.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления).

Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого: "Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?".  

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n, где Б – беглость, n – число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, – очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость – число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и игрушек.

Категории ответов

1.     Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2.     Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3.     Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4.     Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5.     Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6.     Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7.     Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8.     Сдача в макулатуру.

9.     Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10.                        Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11.                        Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12.                        Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).

За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m, где Г – показатель гибкости, m – число использованных категорий.

3) Оригинальность – число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 14 человек.

Один оригинальный ответ – 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Данные первого констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития творческой активности учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента.

Субтест 2. Выражение

Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость – число придуманных предложений (n).

1 предложение – 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость – число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».

1 слово – 0,1 балла.

Г = 0,1 m, где Г – показатель гибкости, m – число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 14 человек.

Одно оригинальное предложение – 5 баллов.

Субтест 3. Составление изображений

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.Инструкция для испытуемого: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания – лампа.

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость – гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 – число изображенных элементов (деталей);

n 2 – число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.Одна деталь – 0,1 балла.

n 3 – число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).

Одна ошибка – 0,1 балла.

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i – 0,1 n 3i ), где Б – беглость, i – номер рисунка (от 1 до 4).

2) Оригинальность

k 1 – число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.

Один оригинальный элемент – 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

k 2 – оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 14 человек.

k 2 может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку).

 

Рис.1. Развитие уровня креативности и творческого мышления учащихся

 

Наиболее развитой творческой функцией у учеников оказался субтест по составлению изображения. В отличие от других субтестов, с субтестом 3, справился каждый ученик. Субтест 1 - вербальная область (11 учеников). По этому тесту испытуемыми было дано в среднем 3 ответов на человека. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать из газеты самолет, шапку, игрушку». Редкие, оригинальные ответы: «Сдать в макулатуру».

 Субтест 2 - вербальная область (5 учеников). Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений — 1. Субтест - образная область (14 учеников). Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее число изображенных элементов, число использованных классов фигур (из четырех заданных), оригинальность рисунка и его элементов, также учитывалось в качестве ошибки использование других фигур и линий, кроме заданных.  Результаты субтеста 1 характеризуют умение строить умозаключения на основе жизненного опыта. Субтест 2 характеризует логичность суждения. Субтест 3 – умение нестандартно мыслить.

Рассмотрим конкретнее каждый исследуемый фактор.

Беглость – справилось 11 учеников, почти все ученики могут быстро выполнять задания.

Оригинальность - 6 учеников, мало, кто из учеников мыслит оригинально и своеобразно, очень мало творческого потенциала.

Гибкость – 6 учеников, плохо переключаются от одной работы к другой.

Также мы выделили слагаемые самостоятельности, рассмотрим результаты, которые у нас получились:

Организованность – справилось 12 человек. Лишь 2 ученика не смогли настроиться на работу и спланировать свою работу.

Решительность – мы выделили 4 ученика, которые смело, использовали собственные способности в поиске информации.

Ответственность – 8 учеников были уверенны, что справились со всеми заданиями и в том, что они выбрали правильный вариант решения.

Также мы разделили на уровни творческой самостоятельности личности:

4.                      Стимульный (адаптивный) – 11 учеников.

5.                      Эвристический (активный) - 3 ученика.

6.                      Креативный (инициативный) – 0 учеников.

Таким образом у учеников в минимуме находятся факторы отвечающие за творческую деятельность, что актуализировало задачу изучения творческой самостоятельности личности младшего школьника.

         Заключение

Организация совокупности педагогических условий на уроках и в работе кружка «САМ» в течение 2013/2014 учебного года и мониторинг хода и результатов формирующего эксперимента по научно обоснованному критериально-уровневому аппарату изучения развития творческой самостоятельности, позволили сделать следующие выводы:

1). У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера.

2) они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности;

3) научились задавать вопросы и находить на них ответы, со-размышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного учебного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; 4) более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывает положительную динамику уровня развития творческой самостоятельности в экспериментальных группах. Так, по результатам контрольного эксперимента (диагностическая методика Д. Гилфорда) показатели первого субтеста выросли на 36%, показатели второго субтеста – на 43%, третьего – на 21%. Это позволило нам сделать вывод о том, что система педагогических условий, применяемая в экспериментальных группах кружка «САМ» с целью развития творческой самостоятельности младших школьников, достаточно эффективна.

В ходе проделанной нами работы, были решены задачи, поставленные в начале исследования.

Проанализировав литературу, передовой педагогический опыт по проблеме применения когнитивных и креативных методов и форм, мы выделили этапы подготовки и проведения урока с использованием когнитивных и креативных методов и форм А.В. Хуторского, основные требования и принципы. А также разработали специальную программу кружка «САМ». Разработанные уроки и программа приведены в приложении.

Проделанная работа позволила сделать вывод о том, что учащихся необходимо включать в активную творческую деятельность. Этому может способствовать применение методов и форм, направленных на становление и развитие творческой самостоятельности, как на уроках, так и во внеурочное время. Такие уроки и занятия позволяют не только развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, анализ, синтез, интерес, настойчивость, но и способствуют повышению уровня познавательной активности учащихся. Таким образом, в результате применения таких методов и форм, учащиеся на не только осознанно усваивают учебный материал, приобретают умения, но и развивают в себе творческое начало.

Мы установили, что внедрение в уроки творческого компонента активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения, а также способствует формированию творческой самостоятельности младших школьников. При использовании нестандартных форм и методов очень важно, чтобы выполнялись необходимые условия и требования, чтобы их содержание отвечало основным целям обучения данной теме на данном этапе.

Применение творческого компонента на уроках способствует активизации учебной деятельности учащихся, более глубокому и осознанному усвоению математики, развитию творческой самостоятельности, повышению уровня познавательной активности.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывает положительную динамику уровня развития творческой самостоятельности в экспериментальных группах. Это позволило нам сделать вывод о том, что система педагогических условий, применяемая в экспериментальных группах кружка «САМ» с целью развития творческой самостоятельности младших школьников, достаточно эффективна.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Богоявленская, Д.Б Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2003.

2.      Выготский Л.Н. Воображение и творчество в  дошкольном  возрасте. -

СПб: Союз, 1997.

3.      Гилфорд Дж. П. Природа человеческого интеллекта/ Дж. П. Гилфорд. Нью-Йорк.:Мак Гроу-Хилл, 1967.

4.      Гин А.А. Игровая учебная деятельность // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 7 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0207-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

5.      Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.

6.      Никандров Н.Л. Творчество, деятельность, поведение. – М., 1999.

7.      Овчарова Р.В.Практическая психология в начальной школе. – М., 2007.

8.      Панфилова Т.Ф. От творчества педагога к творчеству учащихся. – М., 2009.

9.      Пономарев, Я.А. Психология творения/ Я.А. Пономарев. – М. – Воронеж: МПСИ НПО «МОДЭК», 1999. – 480 с.

  1. Симановский, А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников / А.Э. Симановский. – М. – Воронеж: МПСИ НПО «МОДЭК», 2003. – 364 с.

11. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором / В. А. Сухомлинский. -- М.: Просвещение, 1982. -- 208 с.

12. Терехова Г.В. Уроки творчества. – Челябинск, 2009.

13. Торренс Е. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.

14. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: монография. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006.

15. Учитель, который работает не так: опыт развития индивидуальности учеников и учителей: сб. ст. / под ред. А.Н. Тубельского. – М.: Парсифаль, 1996. – 336 с.

16.  Педагогическое творчество и воспитание творческой активности на уроках. – Режим доступа:http://sch2.edusite.ru/DswMedia/vyistuplenienapedsoveteurjumcevann.doc. Дата обращения: 24.03.2013.

17.  Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Д. Эльконин – М.: Педагогика, 1989.

 

 

 

Приложение

 

ПРОГРАММА кружка «САМ»

 

Пояснительная записка

«ЗНАНИЕ – СИЛА,

но  МЫШЛЕНИЕ – МОГУЩЕСТВО!»

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей – вот главная цель современной школы.

Программа предполагает развитие и формирование личности со стороны творческого креативного мышления. Через различные логические приемы мы будем знакомить детей, как развить в себе беглость, гибкость, оригинальность ума.

Занятия будут проходить в форме путешествия по волшебной стране, так дети с большим интересом будут знакомиться с новыми понятиями. И выполнение заданий будет напоминать прохождение сказочных этапов.

       Программа кружка предназначена для обучающихся 8 - 10 лет. Направлена на формирование у учащихся беглости, гибкости, оригинальности ума, креативно самостоятельно мыслить.

       Актуальность программы кружка обусловлена тем, что все больше людей перестали мыслить ярко, креативно, самостоятельно, а лишь пользуются всем готовым, по шаблону,  поэтому для современного общества нам необходимы интеллектуально - развитые, творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить.

Цель: выявить у учащихся способность к самостоятельному творческому мышлению и деятельности.

Задачи:

  • Развивать самостоятельность, творческое и логическое мышление;       
  • Рассмотреть и познакомить учащихся с логическими приемами;
  • Уметь анализировать, оценивать и делать выводы.

Формы и методы занятий

Формы занятий: Групповая, парная, коллективная, индивидуальная

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,

- наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

·         объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

·         репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

·         частично-поисковый – участие детей в индивидуальном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

·         исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

·         индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Количество занимающихся в кружке - 10-15 человек.

Программа рассчитана на 5 недель (5 часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут.

Учащиеся должны уметь:

v пользоваться логическими приемами;

v делать выводы;

v анализировать;

v оценивать.

 

Тематический план

Тема занятия

Количество часов

1

Знакомство с волшебной страной «САМ»

1

2

Долина необыкновенных сопоставлений

1

3

Царство умных определений

1

4

Школа мудрости

1

5

Чему мы научились

1

 

Содержание тем

1. Знакомство с волшебной страной «САМ» (1 час).

2. Долина необыкновенных сопоставлений (1 час).

Знакомство с приемами сравнения и изменение свойств.

3. Царство умных определений (1 час).

Знакомство с приемами подведение под понятие и работа над определениями.

4. Школа мудрости (1 час).

Знакомство с приемом классификации, учатся делать выводы.

5.Чему мы научились (1 час).

Подводим итоги, выполняем обобщающие задания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Развитие наглядно-образного мышления

В этом разделе ставится задача сформировать следующие умения:

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

- узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы;

- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

- узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

- переносить действия, применяемые к одному предмету на другой;

- располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства или делать отсюда выводы;

- находить действия противоположные по значению.

1. Работа со свойствами предметов.

Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.

Например: ЯРКИЙ ЖЕЛТЫЙ (свет, солнце, лампа)

В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном смысле. Например:

ПУШИСТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ( ___, ___, ___ )

ПРОЗРАЧНЫЙ ГОЛУБОЙ ( ___, ___, ___ )

СИЛЬНЫЙ ДОБРЫЙ ( ___, ___, ___ )

ЗВОНКИЙ ГРОМКИЙ ( ___, ___, ___ )

ЧЕРСТВЫЙ ЧЕРНЫЙ ( ___, ___, ___ )

СЛАДКИЙ ЛЕГКИЙ ( ___, ___, ___ )

·         Три признака.

Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

ГЛАДКИЙ ЧЕРНЫЙ ТИХИЙ ( ___, ___ )

ТЕМНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ШУМНЫЙ ( ___, ___ )

СВЕТЛЫЙ ЛЕГКИЙ БЛЕСТЯЩИЙ ( ___, ___ )

БЕЛЫЙ МЯГКИЙ СЪЕДОБНЫЙ ( ___, ___ )

2. Узнавание объекта на основе описания отдельных признаков.

1) Отгадывание загадок.

Природные явления

1. Голубая простыня весь свет одевает(небо)

2. Красное коромысло над рекой повисло(радуга)

3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет(туча)

4. Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно(Лед)

5. Раскинут ковёр, Рассыпан горох, Ни ковра не поднять, Ни гороху собрать ( Звезды на небе.)

6. Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Летом веселюсь, Осенью спать ложусь( Река.)

Мир животных

1. Меня слепым зовут всегда, Но это вовсе не беда. Я под землей построил дом, Все кладовые полны в нем (крот)

2. Явился в желтой шубке: - Прощайте, две скорлупки! (ципленок)

3. Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки (гусь)

4. Без воздуха живёт она И как могила холодна. Не пьёт, хотя в воде сидит; В броне, хотя и не звенит.

(Рыба.)

5. В реках Африки живёт Злой зелёный пароход! Кто б навстречу ни поплыл Всех проглотит ...

(Крокодил.)

6. Очень много силы в нём, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос.

(Слон.)

7. Меньше тигра, больше коплен. Над ушами — кисти-рожки, С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)

8. Кто в лесу глухом живёт -Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу? (Медведь.)

9. Легка, изящна и стройна, В меха одета, как царица. Хитра, коварна и умна Плутовка рыжая —...

(Лисица.)

Мир растений

1. Был я жёлтым, стал я белым -Поседела голова. Ветер дунул — всё слетело. Одним словом я — трава. (ОДУВАНЧИК)

2. Как-то видел я в лесу Дружную семью на пне. Посмотрев на всю красу, Жалко рвать их стало мне. (ОПЯТА)

3. Он растёт у нас на грядке Этот «зонтик» посевной. Он в салат идёт в достатке И в соленья — он такой! (УКРОП)

4. По всем странам славится

Русская красавица:

Белые одёжки,

Золото — серёжки,

С расплетённою косой,

Умывается росой.

(Берёза.)

5. Ягоды - не сладость. Зато глазу - радость, И садам украшение, И дроздам угощение. (Рябина.)

6. Будто снежный шар бела. По весне она цвела, Нежный запах источала. Л когда пора настала. Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черёмуха.)

Дома нужно будет сочинить свои загадки.

3. Поиск альтернативных способов действия.

1) Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может: давить, лететь, свистеть.

НАПРИМЕР: лететь может: самолет, парашют, планер, птица, стрела, пуля, звук, облака и т. д.

Давить лететь свистеть

4. Умение делать логические выводы.

1) Игра«Вывод».

Сережа выше Наташи, а Наташа выше Оли. Кто самый высокий и самый низкий?

Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый и самый худой?

Петя старше Миши, а Миша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?

2) Мама, папа и я сидели на скамейке.
В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел
слева от папы, а мама - слева от меня? (отец, сын, мать)          

 

5. Дорисуй картинку

82788281.jpg

 

Занятие 2.

Развитие причинного мышления

В этом разделе ставятся следующие задачи:

- предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;

- устанавливать логику причинно-следственных отношений;

- уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;

- понимать и применять приемы образного сравнения (аналогии).

Данные упражнения предназначены для детей 8-10 лет.

 

1. Умение устанавливать причинные связи между событиями

1) Сможешь ли ты отыскать связь между двумя, на первый взгляд» не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Пример: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под де­ревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофер за ним. Шофер заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

(Белка, сидя на дереве, упустила шишку. – Самосвал с грузом не пришел по назначению.)

2. Умение находить причину события

Игра «почему это произошло?»

Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций:

Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы.

Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами.

Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.

Подойдя к дому, можно было увидеть, что все окна в квартире распахнуты настежь.

Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное звериное рычание.

При поиске возможных причин не стоит отбра­сывать причины маловероятные, необычные. НАПРИ­МЕР: ситуация, когда речка вышла из берегов и затопила окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил ее, образовав запруду.

 

3. Умение объяснять образное сравнение

Объясни, что это означает.

Мальчик, как медведь.

Учитель, как грозовая туча.

Девушка, как лебедь.

Человек, как стена.

Машина, как игрушка.

Трава, как ковер.

Деревья, как богатыри.

Воздух, как стеклянный.

Лед, как камень.

Ноги, как ватные.

Человек, как облако.

 

4. Умение составлять слова с заданной буквой

Преврати одно слово в другое, например слово бант в косу. Это можно сделать за 5 этапов.

Правила: на каждом этапе разрешается менять только одну букву. Буквы нельзя переставлять ме­стами. Подбирать слова можно только из слов русского языка.

пример: бант — коса

БАНТ

рант

рана

РАСА

РОСА

КОСА

Слова: суп — рак; роза — ваза; рыба —сеть; перо –тушь; волк — нора; бег — шаг; море — суша; мост- река; миг — век; шар — куб.

5. Умение согласовывать слова в предложении

 Напиши как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв.

Б……… у……. ж…….. б…….

С……… о……. и…….. с……..

К……… е……. л…….. к……..

 

Занятие 3.

Развитие эвристического мышления

 

В этом разделе программы ставятся следующие задачи:

- строить проблемные ситуации;

- определять вероятность разных исходов взаимодействия;

- выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

- гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;

- уметь разрешать противоречия;

- сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

 

1. Умение разрешать противоречия

1) Подскажите, как действовать герою сказки.

Захотелось отцу женить сына на девушке трудолюбивой, аккуратной, чтоб в доме были всегда порядок и чистота.

Но если объявить, что ищешь аккуратную де­вушку, так все девушки специально приберутся и не узнаешь, какая из них самая трудолюбивая.

Примерное решение к заданию № 1:

Старик нагрузил полную телегу слив и поехал по деревням продавать сливы за мусор. Кто из девушек принесет меньше мусора из дома, та и будет невеста сыну.

2) Помогите коту поймать мышь.

Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимкой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь.

Возможные решения к заданию № 2:

Кот может обсыпать пол комнаты мукой. В этом случае на муке будут оставаться следы, а сама мышь постепенно испачкается и будет видна.

Кот может скормить мыши приманку с твердыми компонентами (косточками, витаминными шариками и т.п.). Они будут видны в желудке.

Кот может распылять мел. Мел, попавший на мышь, выдаст ее.

3) Ученые разработали формулу абсолютного растворителя. Он может растворить все. Но сразу возник вопрос, как его хранить.

Возможные решения к заданию № 3:

  • В замороженном состоянии.
  • В вакууме.
  • В сильном магнитном поле.

4) Придумайте животное, которое никого и ничего не боится.

5) Предложите способы крепления частей одежды без ниток и клея.

6) Что делать художнику?

Художник пишет с натуры в горах. Неожи­данно он обнаруживает, что в этюднике нет тюбика с голубой краской. Спускаться вниз за краской долго и трудно, и, самое главное, безвозвратно будет упущен момент с очень интересным освещением. Голубая краска должна появиться мгновенно. Как быть?

Решения к заданию № 6:

В качестве голубого можно использовать нейтральный серый цвет, который по контрасту с рядом положенным оранжевым, создает впечатление голу­бизны.

7) Придумайте сюжеты для картин. Какое количество идей вы можете предложить?

а) В лесу много грибов. Надо показать это, не изображая людей.

б) Надо нарисовать пляж, который полон отдыхающими. Но людей рисовать нельзя.

Возможные варианты решения:

а) — Автобусы, машины, палатки, костер.

— Изображено семейство ежиков. У каждого на иголках по грибу.

б) — Вид сверху. Люди под зонтиками, грибками, газетами. Видны ботинки, одежда, игрушки.

  • Ночной пляж. Светит луна. Стоят палатки, машины и т.п.

На пляже морские львы, котики или тюлени

Занятие 4-5-

Незавершенные фигуры

 

Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

 

http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/pic1.gif

http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/pic2.gif

 

Рис.1. НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ФИГУРЫ

 

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.

Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.

Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.

 

 

 

 

Рассказ по картинке

http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/Image1.gif http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/Image4.gif http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/Image3.gif http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/Image2.gif http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/Image5.gif

Инструкция: Посмотрите на картинку! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.


Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объем) рассказа и его оригинальность.

С 9 лет дети уже могут записывать свой рассказ на листе бумаги, а затем прочитывать его вслух. Это облегчает работу экспериментатора.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - С 9 лет - есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе, более 3 предложений. Есть необычный сюжет, общая идея. 7-8 лет - более 2 предложений, есть прошлое, настоящее и будущее, есть необычный сюжет и идея.

Средний - С 9 лет - 2-3 предложения, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - 1-2 предложения, нет интересного сюжета.

Низкий - С 9 лет - 1 предложение, нет оригинальности сюжета. 7-8 лет - нет предложений.

Данные по обеим картинкам усредняются.

Решение необычных проблем

Инструкция: Подумайте и напишите, что Вы будете делать в случае, если:

  • все люди на Земле станут легкими, как пушинки?
  • все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?

Оцениваются продуктивность и оригинальность ответов.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - С 9 лет - развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Необычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 7-8 лет - 2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.

Средний - С 9 лет - не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее чувство ситуации. 7-8 лет - не более 1 предложения. нет оригинальности представлений.

Низкий - С 9 лет - не более 1 предложения . Не вошел в ситуацию. 7-8 лет - нет предложений.

Данные по обеим ситуациям усредняются.

Задание "Четыре скрепки" (О. И. Мотков)

Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составляйте из них различные фигуры, картинки. Зарисовывайте условно длинными, “огуречными” овалами каждую картинку и подписывайте ее придуманным Вами названием.

Определяются продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.

Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками и раздает их участникам работы, каждому по 4 скрепки. В любом рисунке должно быть использовано 4 скрепки - не больше и не меньше. Не допускается разгибание скрепок.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - С 9 лет - более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них - оригинальных.

7-8 лет - более 10 сюжетов, более 7 - разных категорий, более 4 оригинальных.

Средний - С 9 лет - 10-15 рисунков, из них 7-12 - разнокатегорийных и 4-6 - оригинальных.

7-8 лет - 5-10 картинок, 3-7 разнокатегорийных, 2-4 оригинальных.

Низкий - С 9 лет - менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.

7-8 лет - менее 5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.

Для детей 6 лет значения уровней 7-8-леток уменьшаем всякий раз по каждому показателю на 2.

Составление предложений из слов

Инструкция (с 9 лет): Составьте осмысленное предложение из слов “трактор”, “Луна”, “весло”. Запишите его. Затем составьте предложение из новых слов “масло”, “фонарь” и “верблюд”. Также запишите его.

Далее экспериментатор просит составить маленький рассказ, в котором используются все 6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений, и записать его.
Для 7-8-леток - даются первый раз 2 слова (“машина”, “Луна”) и второй раз 2 слова (“масло” и “фонарь”). Затем предлагается составить рассказик с этими четырьмя словами.
Он, конечно же, может включать и другие слова. Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.
Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений и рассказа.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - логичность и осмысленность обоих предложений и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа - два предложения и один рассказ).

Средний - логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности.

Низкий - нелогичные случайные предложения или их отсутствие, нет оригинальных ответов.

Анализ всех данных по 6 заданий.
Уровни , полученные по всем 6 заданиям, обобщаются следующим образом:

Высокий в целом - в случае, если 3 или более заданий сделано на высоком уровне; остальные - на среднем.

Средний в целом - если сделано на высоком уровне - 0-2 задания, на среднем - 2-6 заданий и на низком - не более 3 заданий.

Низкий в целом - если на высоком уровне не сделано ни одного задания, на среднем - не более 2 заданий, на низком - 4 и более заданий.

Приведенные в заданиях уровни имеют ориентировочный характер и не могут быть основой какого-либо “диагноза” об уровне развития творческих способностей. Многое зависит от текущего психического и физического состояния испытуемого, его сиюминутной направленности, особенностей характера (неуверенность, высокая тревожность, настороженность и скованность, забитость и задерганность авторитарными родителями и т.п.), силы желания участвовать в эксперименте. Только многократное участие клиента в выполнении сходных с предложенными заданий, а также заданий других типов, может дать надежные данные о развитии его творческих способностей при имеющемся характерологическом и эмоциональном индивидуальном статусе.

 


Библиографическая ссылка

Садыкова Алёна Рашитовна СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-24 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 599 | За неделю: 599 | Всего: 599


Комментарии (0)