Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ РАЗНОВОЗРАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Марукян Изабелла Оганессовна 1, Чупина Дарья Васильевна 1

1. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Резюме:

В данной работе дано теоретическое обоснование эстетического воспитания младших школьников в детском разновозрастном художественном коллективе, раскрыта сущность эстетического воспитания школьников в структуре целостного воспитательного процесса, особенности эстетического воспитания в младших школьников, деятельность детского разновозрастного художественного коллектива как фактор эстетического воспитания школьников. Анализируется опыт экспериментального изучения эстетического воспитания младших школьников в детском разновозрастном художественном коллективе

Ключевые слова: педагогические условия, детский разновозрастный художественный коллектив, младшие школьники, Эстетическое воспитание


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ РАЗНОВОЗРАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Марукян И. О., Чупина Д.В.

Аннотация: В данной работе дано теоретическое обоснование эстетического воспитания младших школьников в детском разновозрастном художественном коллективе, раскрыта сущность эстетического воспитания школьников в структуре целостного воспитательного процесса, особенности эстетического воспитания в младших школьников, деятельность детского разновозрастного художественного коллектива как фактор эстетического воспитания школьников. Анализируется опыт экспериментального изучения эстетического воспитания младших школьников в детском разновозрастном художественном коллективе

Ключевые слова: Эстетическое воспитание, младшие школьники, детский разновозрастный художественный коллектив, педагогические условия.

        

AESTHETIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN OF DIFFERENT AGES ART COLLECTIVE

Marukian I. O.

Abstract: In this paper the theoretical substantiation of aesthetic education of children in primary school children of different ages art collective, the essence of the aesthetic education of pupils in the structure of a holistic educational process, particularly aesthetic education in the Junior school children, activities for children of different ages art group as a factor in the aesthetic education of pupils. Examines the experience of the pilot study of aesthetic education of children in primary school children of different ages art collective

Key words: Aesthetic education of the younger students, mixed-age child art collective, pedagogical conditions.

 

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытать потребность в эстетической деятельности [1].

Сущность эстетического воспитания может быть раскрыта и понята, прежде всего, через предметную сферу этой органической стороны целостного воспитательного процесса, к которому относится все богатство окружающего мира, самые различные виды жизнедеятельности человека, а также искусство. Значение эстетического воспитания в том, что оно оказывает влияние на весь облик человека: расширяет представления о жизни, помогает выявить способности и дарования, развивает творческую активность, формирует мировоззрение, развивает эстетические вкусы. В то же время понятие «эстетическая воспитанность» подразумевает всю совокупность эмоциональных, интеллектуальных и нравственных качеств личности, т.е. предполагает единство переживания, осознания и действия. Наиболее распространено определение его как целенаправленного процесса формирования эстетически развитой личности: ее эстетического сознания, эстетического отношения к действительности, способности наслаждаться красотой и создавать ее в активном творческом труде.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти [2].

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка [3].

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей [4].

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду [5].

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа - вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого.

Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными Уход за животными формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека [6].

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, дымковские свистульки и другие.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

Особенности эстетического воспитания младших школьников

В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.

Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь [21].

Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» [7]. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела [23ъ.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [21].

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" [8].

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность [21].

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли" [7ъ.

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Деятельность детского разновозрастного художественного коллектива как фактор эстетического воспитания школьников

Несмотря на глубокие исторические корни, разновозрастные коллективы представляют для педагогической науки новое явление. В исследованиях поэтому вопросу явно недостаточны теоретические знания о специфике свойств этого коллектива, закономерностей протекания внутриколлективных процессов. Реализация же воспитательных возможностей разновозрастного коллектива в значительной мере способствует повышению эффективности изучаемого нами процесса.

Исследование коллектива в отечественной педагогической науке начиналось со стремления дать целостную характеристику этой социальной организации. Однако разночтения исходного понятия существуют и в настоящее время.

Если В.М. Бехтерев, как известно, распространял понятие «коллектив» в одинаковой степени на все виды общностей, включая в них и такие, как толпа, собрание, армия, преступная группа, исходя из общего интереса и единства цели, утверждая: «Чем больше интересов, тем очевиднее больше и сплоченность коллектива», то А.С. Макаренко исходил из того, что «коллектив - это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива», который «объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в организации этого труда» [23]. Коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения, где отдельные его части оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении». Как талантливый педагог, он понимал, что идеальным первичным коллективом является «только такой коллектив, который одновременно ощущает свое единство, спаянность, крепость и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность».

Коллектив - важное условие формирования личности, звено, связывающее ее с обществом. Вне связи коллектива с обществом (утверждают философы, давая методологическое обоснование изучения воспитательных коллективов) «невозможен процесс общения и обособления личности, т.е. формирования и развития». Раскрытию сущности коллектива как социального явления посвящены труды В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, М.Г. Гака, Т.Н. Филонова. Коллектив, утверждают они, является ячейкой социалистического общества, в которой реализуются социалистические общественные отношения, реализуются интересы общества. И в то же время он есть сфера, в которой личность реализует свои общественные связи, отношения, интересы.

К основным механизмам сплочения разновозрастного коллектива В.А. Караковский  относит разновозрастное взаимодействие и общение, В.А. Сухомлинский - богатство внутриколлективных отношений. Разновозрастный коллектив как эффективное средство формирования гуманных отношений рассматривает в своих исследованиях Л.П. Нестеренко; как средство воспитания общественной активности - К.Д. Радина и Л.И. Уманский; как средства развития самодеятельности - В.П. Терский и Ю.П.Азаров.

Характер влияния коллектива на личность зависит также от того положения, которое ребенок занимает в системе сложившихся коллективных отношений, от того, в какой мере это положение благоприятно для его развития.

Еще А.С. Макаренко, размышляя о создании эффективных, работоспособных коллективах, писал: «Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе. Такой коллектив, составленный из разных возрастов, я организовал в последнее время по принципу "кто с кем хочет"». Общение старших и младших учащихся в разновозрастном коллективе - их тяготение друг к другу, стремление к контактам и связям, забота старших о младших - естественное явление [23].

Что же достигается организацией первичных детских коллективов по принципу разновозрастных отрядов?  Прежде всего, образуется как бы семья, в которой старшие воспитывают младших и несут за них ответственность не на словах, а на деле. Воспитание становится непрерывным, малыши оказывается под постоянной заботой и защитой старших.

Разновозрастный коллектив, считает он, это такая среда, в которой как нигде лучше воспитываются замечательные качества: взаимопонимание, взаимоуважение, дружба и товарищеская поддержка, братская общность разных наций - основа социалистического содружества. Такое определение детского разновозрастного коллектива органично перекликается с размышлениями по этому поводу А.С. Макаренко: «Тема дружбы младших школьников со старшими - совершенно неизбежная тема, если только вы хотите организовать единый школьный коллектив» [23].

Участвуя в коллективном художественном творчестве, дети вступают в определенные воспитательные отношения с кружковцами разновозрастного состава, с другими людьми. Активно осваивая ценности искусства в процессе коллективного художественного творчества в условиях разновозрастного общения, построенного на взаимопомощи, сотрудничестве, дети испытывают неоднократно пережитое чувство удовлетворенности, радости от полученной возможности реализовать свои растущие потребности и способности «самовыражения». «Радость творческого труда, - писал А.С. Макаренко, - наивысшая радость, но поистине эстетическое наслаждение она приносит только в соединении с заботой» [23].

Общая направленность деятельности разновозрастного художественного коллектива заключена в продуктивном художественном творчестве, где каждый школьник приобретает опыт универсальной в своей совокупности человеческой деятельности, сконцентрированной в искусстве. При этом, являясь первичным коллективом, он (при правильном руководстве со стороны воспитателей в форме «разумной оценки») осуществляет процесс воспитания у каждого из школьников «на все более высоком уровне положительного отношения к коллективу, его целям, деятельности, требованиям».

Разновозрастный принцип создания детского художественного коллектива эффективен еще и потому, что позволяет моделировать и решать общие и специфические воспитательные задачи на фоне относительно «целостной картины образа жизни ребенка на данном этапе его развития».

В детском разновозрастном художественном коллективе, как и в обществе, происходит смена возрастов, передача и усвоение: знаний и опыта от старших к младшим поколениям. Поэтому к воспитателям (в известном смысле) следует относить не только взрослых, но и школьников, в первую очередь старших. Старшие, воспитывая младших, в свою очередь, сами воспитываются. «В разновозрастном отряде происходит непрерывная смена возрастов. Если коллектив имеет постоянный состав, то воспитателю трудно изменить сложившиеся отношения. В разновозрастном отряде каждый возраст вносит новое в развитие коллектива, поэтому этот коллектив можно развивать ускоренным темпом. Одновременно использование диалектически противоположных тенденций устойчивости и изменчивости делает коллектив легко управляемым, динамичным» [10].

Разновозрастность порождает богатое своеобразие взаимодействий и отношений, характеризующиеся психологическим притяжением детей разных возрастов, подражательностью.

Развитие ребенка, формирование его как личности возможно лишь на основе последовательного развития его деятельности, виды же деятельности, как мы показали, разнообразны. Различны и те основания, по которым они могут быть классифицированы. По характеру целей и содержания обычно различают такие виды деятельности школьников, как учение, игру, труд, художественную самодеятельность, в зависимости от того, где организуется эта деятельность, обычно различают учебную, внеклассную и внешкольную деятельность [12].

Внеучебная деятельность продлевает время целенаправленного педагогического воздействия на школьников, обладая большими возможностями для эстетического воспитания.

В понятие внеучебная деятельность включается система специально организуемых занятий и общения учащихся как в школе после уроков, так и в различных внешкольных детских учреждениях, и по месту жительства, эта деятельность способствует углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного, увлекательного отдыха школьников.

Главной же особенностью внеучебной деятельности школьников, наряду с полной свободой выбора себе дела по душе, добровольностью участия в том или ином виде деятельности, романтикой и игрой, универсальными возможностями индивидуального подхода к детям со стороны организаторов такой деятельности, развитием инициативы, самодеятельности и т.д., является наполнение свободного времени школьников разнообразным творческим общественно полезным трудом, интересными коллективными делами [26].

Как известно, школьники (в силу своей природной активности) любят занятия, на которых им предоставляется возможность самим что-то мастерить, изображать, рассказывать. Они с большим интересом рисуют, изготавливают поделки из бумаги, картона и различного природного материала, поют детские песни и с большой радостью танцуют под веселую музыку.

Внешкольная деятельность, таким образом, позволяет школьникам пробовать свои силы в самых различных ее сферах, проявить, найти себя, самоутвердиться. Во внешкольной деятельности формируются важнейшие моральные качества растущей личности: коллективизм, ответственность за дела коллектива и за свою собственную жизненную позицию [34].

Завершая анализ воспитательных возможностей деятельности детского художественного коллектива, важно подчеркнуть, что в отечественной педагогической практике есть прекрасные образцы доказывающие важность эстетического воспитания детей. Это, прежде всего, опыт А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, А.В. Сухомлинского. П.П. Блонский задачу воспитания видел в развитии дарований, заложенных природой в самом ребенке. «Заложенное умелым педагогом творческое пламя к красоте и добру будут освещать человеческую жизнь и трудовую деятельность». С.Т. Шацкий теоретически обосновал и реализовал на практике систему эстетического воспитания. «Весь смысл детского существования в быстром превращении энергии мысли в энергию действия. Дети не могут ждать, им нужно действовать». Он подчеркивал при этом важность эстетического воспитания, которое путем приобщения к искусству способствовало развитию уникальных качеств человека, способствовало «развитию активности личности, развитию чувства патриотизма, любви к прекрасному в жизни, развитию коллективизма» [45].

Опыт экспериментального изучения эстетического воспитания младших школьников в разновозрастном художественном коллективе

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретические:    изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме; анализ проведенной работы и результатов исследования;

Эмпирические:    анкетирование; диагностическое обследование.

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы была проведена экспериментальная работа. Она была организованна в кружке изобразительного искусства с детьми 7, 8 и 9 лет. Исследования проводились в детской школе искусств «Станция юных техников» г. Камбарка. В эксперименте принимало участие 39 детей.

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было выявление исходного уровня сформированности представлений у младших школьников о прекрасном.

Для реализации этой цели мы использовали следующие методы: индивидуальная беседа, наблюдение, проблемные ситуации.

Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента показал, что в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаковый и равен ниже среднего. В процентном отношении это выглядит следующим образом: 6,6% детей с высоким уровнем, 53,3 % детей со средним уровнем и 40,1% детей с низким уровнем. Данное положение побудило нас приступить к формирующему этапу исследования.

Для выявления у детей уровня творческих способностей, предложены следующие критерии:

Таблица 1

 

Критерии

Показатели критериев

Баллы

Уровень

Потребность в эстетических переживаниях

Отзывчив на красоту

2

В

Отзывчив на всё яркое

1

С

Равнодушен

0

Н

 

Интерес к

эстетическим ценностям

Проявляет активный интерес

2

В

 

Проявляет незначительный интерес

1

С

 

Не проявляет интереса

0

Н

 

Представление

о прекрасном

 

 

Сформировано представление

2

В

 

Недостаточно сформировано

1

С

 

Не сформировано

0

Н

 

 

Были выделены три уровня:

-высокий -2

-средний-1

-низкий-0

Эксперимент проходил в форме занятия на тему: «Цыплята на лугу».

Задачи эстетического воспитания:

1)    Выявить эстетические чувства детей.

2) Диагностировать интерес к прекрасному

Задачи технологические:

1.    Познакомить детей со смешанной техникой из манной крупы, аппликация из бросового материала, живопись.

2.    Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами соблюдая определенные технологии.

Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов. Для демонстрации: манная крупа, гуашь, лист бумаги, простой карандаш, клей ПВА, кисть для клея, кисть для краски.

Материалы: альбомный лист, манная крупа, простой карандаш, клей, кисти.

Ход :

1)      организация детей

2)       продемонстрировать детям работы из разных аппликативных материалов.

3)      Показать эстетические свойства каждого материала.

4)      Рассказать о его художественных достоинствах.

5)      Предложить детям составить картину из манной крупы, бросового материала, раскрасив изображение гуашью.

6)      Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.

7)    Самостоятельная деятельность детей.

8)    Анализ детских работ.

9)    Подведение итогов.

        Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице№2

От 0 - 2-низкий уровень

От 3-5-средний уровень

От 6-9-высокий уровень

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента

ФИО ученика

Кр.1

Кр.2

Кр.3

Всего баллов

Уровень

Саша Афонин

2

2

1

7

в

Лиля Бузикова

2

1

1

4

с

Руслан Бузиков

0

0

1

1

н

Света Вятчанина

1

0

1

3

с

Саша Галанин

1

0

0

1

н

Вика Ершова

2

1

1

5

с

Лера Жукова

1

1

0

2

н

Паша Зимин

1

0

1

2

н

Миша Игонин

2

0

1

4

с

Рома Костин

0

0

1

2

н

Галя Ложкина

2

1

1

5

с

Юля Михеева

1

0

1

3

с

Айюб Мамедов

0

0

0

0

н

Илья Носков

2

1

0

3

с

Маща Орлова

1

1

0

2

н

Дима Петров

0

0

1

2

н

Катя Ремезова

1

1

0

2

н

Юля Севастьянова

1

1

1

4

с

Рита Сидорова

1

0

2

5

с

Олег Тимофеев

1

0

0

2

н

Игорь Уткин

1

0

0

3

с

Полина Фёдорова

2

2

1

7

в

Кристина Хамитова

1

1

1

3

с

Юра Чижов

1

0

0

2

н

Алла Яшина

1

0

0

2

н

 

             Итоги констатирующего этапа:

             По критерию №1:

7 высокий уровень-28%

14 средний уровень-56%

4 низкий уровень-16%

             Значит с данным критерием знакомы и справляются почти все дети.

             По критерию №2:

2 -высокий уровень-8%

9 -средний уровень-36%

14 -низкий уровень-56%

Значит необходимо дать более углублённо и восполнить некоторые пробелы.

             По критерию№3

1 -высокий уровень-4%

14 -средний уровень-56%

10 -низкий уровень-40%

        Видно, что чуть меньше половины детей-испытуемых не справляются ,а это всё же не очень хороший показатель.

        Следовательно и в вопросе самостоятельности тоже низкий уровень и этому вопросу необходимо уделить пристальное внимание.

        Общий вывод: В ходе занятия дети проявили различный интерес к содержанию эстетической художественной деятельности. У детей прослеживается недостаточный уровень эстетической отзывчивости, представлений об эстетических ценностях. В работах не отражаются проявления творчества и самостоятельность, т.к. дети действовали по образцу учителя.

Педагогические условия  эффективности эстетического воспитания в детском разновозрастном художественном коллективе

К участию в формирующем эксперименте привлекалось 19 детей в возрасте 7, 8 и 9 лет, характеризующихся разными уровнями сформированности представлений об эстетическом воспитании: высоким уровнем 10% детей с высоким уровнем, 60 % детей со средним уровнем и 30% детей с низким уровнем.

Целью формирующего эксперимента является определение условий формирования представлений у младших школьников об эстетическом воспитании в детском разновозрастном художественном коллективе.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1.     определить последовательность работы, в основе которой лежит формирование представлений у детей младшего школьного возраста об эстетических ценностях в детском разновозрастном художественном коллективе.

2.     апробировать данную последовательность в практике работы с детьми.

Формирующая работа проводилась в III этапа:

I этап -подготовительный, на котором ставились следующие задачи:

-обогатить предметно-развивающую среду материалами об эстетических ценностях;

-уточнить и обогатить знания и представления об эстетических ценностях;

-провести серию занятий с целью развития познавательного интереса к эстетическим ценностям.

Основная часть познавательного материала сочетала практическую учебно-воспитательную художественно-творческую деятельность детей с эстетическим просвещением в форме доверительных бесед:

·        О дружбе. В чем красота человека?

·        Добро и зло, прекрасное и некрасивое в сказке и в жизни.

·        Что такое хорошо и что такое плохо?

·        Прекрасное и доброе, злое и безобразное в жизни и искусстве.

·        В чем красота человеческих отношений?

II этап - основной. Основными задачами данного этапа являлись:

-дать детям представление об эстетических ценностях человека;

-формирование устойчивого интереса к обобщенному образу добра, красоты и дружбе.

Данный этап предполагал формирование устойчивого интереса к сопоставлению сказочных героев – доброго и злого, красивого и безобразного, преданного и предателя и т.д. (Кощей Бессмертный и Иван Царевич, Баба-Яга и Василиса Прекрасная и т.д.). Чему учит нас сказка? Какие они – герои сказок?

Такая форма непринужденных бесед с детьми способствовала расширению представлений детей о прекрасно-добрых началах вообще, о заботливом отношении в частности. Учитывая, что в младшем подростковом возрасте степень эстетического сознания зависит от богатства, яркости и конкретности представлений. Очень важны и эффективны были беседы о произведениях художественной литературы, мультфильмах, картинах. Особый воспитательный эффект они давали в излагаемом опыте при использовании комплексного воздействия искусств (слова, музыка, изобразительное искусство) на чувственную сферу личности школьника. Вообще искусство является важным источником переживаний, обогащения личного, интеллектуального и эмоционального опыта человека. В театре, кино, других видах искусства перед детьми раскрывается сложный мир человеческих взаимоотношений. При музыкальном, художественном восприятии, при слушании или прочтении книги ребенок видит перед собой образ прекрасно-должного героя. Механизм воображения, мыслительно-эмоционального переноса себя в позицию героя, другого человека, помогает в нашем опыте ребенку проигрывать переживать в своем поведении, ставшей реальной ситуацию. Ребенок становится ее участником. Мысленно анализируя поступки действующих лиц, образов, оценивая их, ребенок накапливает опыт целостных эстетических предпочтений и ориентации. Без этой работы у детей может возникнуть пассивное отношение к прочитанному или увиденному, а порой и неправильное его понимание.

III этап - заключительный. Задачи, решаемые на данном этапе:

-повышение эффективности эстетического воспитания в детском разновозрастном художественном коллективе;

- систематическое введение ситуации «творения красоты» и «творения добра» через участие детей в общественно полезном труде. Привлечение родителей к творческой коллективной выставке.

       На данном этапе работа проводилась в кружке художественной аппликации. Для определения содержания работы было изучено экспериментальное планирование занятий.

Цель:

     1) Развивать у детей фантазию и творчество средствами занятий занимательного характера.

     2)Формировать интерес к эстетическим ценностям.

     3) Воспитывать эстетический вкус, интерес к качественному конечному результату.

     Формирующий эксперимент состоял из цикла занятий занимательного характера:

Занятие 1. «Море волнуется» (использование цветного скотча).

Занятие 2. «Зимний лес» (использование хлопкового волокна-ваты)

Занятие 3. «Бабочка» (использование ткани и природного материала)

      Занятие 1 «Море волнуется» (использование цветного скотча)

Задачи:

1)     Познакомить детей со скотчем: аппликация из скотча.

2)     Формировать умение пользоваться скотчем разных цветов, соблюдая определенные технологии.

3)     Развивать творчество и фантазию, образное мышление.

4)     Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование: образцы работ выполненные из нетрадиционных материалов.

Для демонстрации: цветной скотч, листы бумаги.

Материалы: цветной скотч, листы бумаги.

Ход:

1)     Организационный момент.

2)     Демонстрация готовых работ.

3)     Раскрытие его художественных достоинств.

4)     Предложить детям составить картину из цветного скотча, добавляя содержание разными деталями.

5)     Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.

6)     Самостоятельная деятельность детей.

7)     Анализ детских работ.

8)     Подведение итогов.

Для выявления эстетической воспитанности были использованы те же критерии:

Были выделены 3 уровня:

Высокий - 2балла

Средний - 1балл

Низкий - 0баллов

Результаты представлены в таблице№3:

Итоги:

По критерию№1:

10человек-высокий уровень-40%

13человек-средний уровень-52%

2человека-низкий уровень-8%

Практически все дети знакомы с данным материалом и особых затруднений не испытывают.

По критерию№2:

9-высокий уровень-36%

10-средний уровень-40%

6-низкий уровень-24%

Дети поняли как правильно пользоваться этим материалом, но не все.

По критерию№3:

16-высокий уровень-64%

7-средний уровень-28%

2человека-низкий уровень-8%

На занятии практически все ребята проявили творческий подход, много рассуждали, поняли какой от них требуется конечный результат и справились с заданием.

Вывод: На уроке дети проявляли интерес к данной теме, активно работали, творчески подошли к решению

 Занятие 2. «Зимний лес» (использование ваты)

Задачи:

1)     познакомить детей с объемной аппликацией.

2)     Формировать умение пользоваться ватой.(скручивать ее на карандаш колечками), соблюдая определенные технологии.

3)     Развивать творчество и фантазию, образное мышление.

4)     Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам.

Материалы и оборудование: образцы работ для демонстрации:  кусочки ваты, клей ПВА, цветная бумага, ножницы.

Раздаточный материал: шаблоны деревьев.

Ход:

1)     организация детей.

2)     Продемонстрировать детям работы их ватных комочков

3)     Рассказать о его художественных достоинствах.

4)     Предложить детям составить картину из колечек, добавляя содержание разными деталями.

5)     Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.

6)     Самостоятельная деятельность детей.

7)     Анализ детских работ.

8)     Подведение итогов.

Таблица 4

Уровень сформированности умений действовать по законам красоты

Критерии

Показатели критериев

Баллы

Уровень

1)умение творчески мыслить

 

Справляется полностью

2

в

С помощью учителя

1

с

Не справляется

0

н

2)умение правильно расположить части аппликаци

Умеет сам

2

в

Нуждается в помощи

1

с

Не справляется

0

н

3)аккуратность выполнения

 

Справляется сам

2

в

Необходима помощь

1

с

Выполнено неаккуратно

0

н

4)самостоятельность

 

 

 

Может всё сам

 

 

2

 

в

Необходима помощь

1

с

Не справился

0

н

 

Выделены 3 уровня:

Высокий-2балла

Средний-1балл

Низкий-0баллов

По критерию№1:

15человек-высокий уровень-60%

10человек-средний уровень-40%

0-низкий уровень

Таким образом вырисовывается картина художественного творчества ребят, интереса к теме и разнообразного, разностороннего интереса к эстетическим ценностям.

По критерию№2:

10-высокий уровень-40%

14-средний уровень-56%

1-низкий уровень-4%

Значит дети могут достаточно правильно компоновать свои аппликации.

Критерий№3:

9-высокий уровень-36%

13-средний уровень-52%

3-низкий уровень-12%

Критрий№4:

9человек-высокий уровень-36%

13человек-средний уровень-52%

3человек-низкий уровень-12%

Вывод: С работой справились большинство ребят. Выполняли работу с интересом и с творческим подходом, во многом полагались на свой эстетический вкус и представления о прекрасном.

Занятие 3. «Бабочка» (аппликация из ткани и природного материала)

Задачи:

1)     Познакомить детей с аппликацией из ткани и природного материала.

2)      Формировать умение пользоваться тканью и природным материалом, соблюдая определенные технологии.

3)     Развивать творчество и фантазию, образное мышление.

4)     Воспитывать интерес к нетрадиционным технологиям.

Материалы и оборудование: образцы выполненные из нетрадиционных материалов, цветной картон, ткань, веточки деревьев.

Для демонстрации: цв.картон, прир.материал,ткань.

Ход:

1)     организация детей.

2)     Демонстрация работ из тканей и природного материала.

3)     Рассказать о художественных достоинствах.

    Вспомнить с детьми технологию, обговорить содержание работы.

4)     предложить детям придумать свою бабочку.

5)     Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество.

6)     Самостоятельная деятельность детей.

7)     Анализ детских работ.

8)     Подведение итогов.

Для выявления эстетической воспитанности были использованы те же критерии.

Таблица 4

Сформированность умений работать по законам красоты

критерии

Показатели критериев

баллы

уровни

1)знание и умение пользоваться предложенными материалами

 

 

 

 Знает и умеет

 

2

 

в

 

Знает, но не может пользоваться

 

 

1

с

 

Не знает и не умеет

0

Н

2)творческий подход к теме, умение фантазировать

 

Полностью

 

 

2

 

В

частично

1

С

Не использует

0

Н

3)проявление самостоятельности

Может сам

2

В

Нужна небольшая помощь

1

С

Не может

0

Н

4)соблюдение технологии

соблюдает

2

В

частично

1

С

Нет навыка

0

Н

 

По критерию №1:

11-высокий уровень-44%

14-средний уровень-56%

Видим, что ребята знают и умеют работать с предложенным материалом.

По критерию№2:

16-высокий уровень-64%

8-средний уровень-32%

1-низкий уровень-4%

Ребята подошли к теме очень творчески с фантазией.

По критерию№3:

8-высокий уровень-32%

15-средний уровень-60%

2-низкий уровень-8

Таким образом, видно, что большинство испытуемых умеют работать самостоятельно, без помощи учителя.

Вывод: С работой справились все ребята, дети придумывали  и работали с большим энтузиазмом и творчеством. Некоторые даже поместили на свой лист несколько видов бабочек.

Контрольный этап

       Цель: выявить уровень эстетической воспитанности детей с помощью применения занимательного содержания и нетрадиционной аппликативной техники.

     Эксперимент проходил в форме занятия на тему: «Райская птичка».

        Задачи:

1)    учить применять в изображении сказочной птицы смешанную технику: пальцеграфию, аппликация из ваты с добавлением расцвеченных перьев.

2)    Закреплять умение пользоваться знакомыми материалами, умение применять различную цветовую гамму для передачи образа.

3)    Развивать фантазию, умение видеть в традиционном изображении, новый образ.

4)    воспитывать эстетический вкус, увлеченность темой, содержанием и техникой.

               Ход:

1)    организация детей.

2)    Вспомнить содержание предыдущих занятий: что запомнили, что понравилось, какие успехи были достигнуты.

3)    Предложить детям рассмотреть изображение сказочной райской птицы, выполненной с помощью техники коллажа (применение перьев, ваты, раскрашивания).

4)    Показать технику и последовательность выполнения изображения, предложить варианты проявления творчества и самостоятельности в выборе цветовой гаммы.

5)    Самостоятельная работа детей.

6)    Анализ детских работ, их оценивание.

7)    Подведение итогов занятия.

             Контрольный этап позволил подвести итог работе, и ставил своей целью проверку усвоения детьми эксперимента. В нём участвовали дети 1 «б» класса школы №95, в количестве 25 человек.

      В наблюдении за детьми было выяснено, что развитие творческих способностей младших школьников на примере использования аппликаций из нетрадиционных материалов возможно и нужно включать в программу общеобразовательных школ.

     Дети не только выполняют работу, но и проявляют творчество.

Для выявления у детей уровня творческих способностей, как результата проведённых уроков технологии, были использованы те же критерии:

Таблица 5

Сформированность эстетической воспитанности

критерии

Показатели критериев

баллы

уровни

Творческий подход

 

 

справляется

3

в

Нужна помощь

2

с

Не справляется

0

н

самостоятельность

справляется

3

в

Нужна помощь

2

с

Не справляется

0

н

аккуратность

Справляется сам

3

в

Нужна помощь

2

с

Не справляется

0

н

 

Критерий№1:

20-высокий уровень-80%

5-средний уровень-20%

             На данном этапе видно, что ребята не только выполняют свою работу, но и применяют творчество, фантазию.

Критерий№2:

12-высокий уровень-48%

12-средний уровень-48%

1-низкий уровень-4%

Можно сказать , что практически все ребята могут работать самостоятельно.

Критерий№3:

13-высокий уровень-52%

11-средний уровень-44%

1-низкий уровень-4%

Большинство умеет работать не только творчески, но и аккуратно.

Вывод контрольного этапа:

     В ходе итогового эксперимента дети проявили интерес к нетрадиционному содержанию. Дети показали достаточно высокий уровень владения нетрадиционными материалами, дети свободно смогли воспользоваться их возможностями. В этих работах дети смогли проявить творчество в подборе цветовой гаммы. Дети дополнили изображение райской птички, знакомой техникой работы аппликации с использованием природного материала, тем самым проявили самостоятельность в выборе материала, техники в продумывании содержания.

     Вывод исследовательской работы:

     Исследовательская работа состояла из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.

     Исследование проходило с помощью специально разработанных методов исследования:

1)     метод эксперимента

2)     метод наблюдения

3)     метод беседы

4)     анализ продуктов деятельности

5)     метод математической статистики

Сравним показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Таблица 6

Ф И О

Значение «до»

Значение «после»

Сдвиг

Саша Афонин

7

9

+

Лиля Бузикова

4

9

+

Руслан Бузиков

1

5

+

Света Вятчанина

3

8

+

Саша Галанин

1

9

+

Вика Ершова

5

7

+

Лера Жукова

2

7

+

Паша Зимин

2

5

+

Миша Игонин

4

9

+

Рома Костин

2

4

+

Галя Ложкина

5

9

+

Юля Михеева

3

6

+

Айюб Мамедов

0

2

+

Илья Носков

3

9

+

Маша Орлова

2

8

+

Дима Петров

2

8

+

Катя Ремезова

2

2

0

Юля Севастьянова

4

5

+

Рита Сидорова

5

9

+

Олег Тимофеев

2

4

+

Игорь Уткин

3

9

+

Полина Фёдорова

7

9

+

Кристина Хамитова

3

4

+

Юра Чижов

2

9

+

Алла Яшина

2

6

+

 

             Мы произвели замеры и сравнили результаты. Возникает вопрос: Можно ли считать обучение эффективным, если результаты таковы:

n=25

Подсчитаем количество нулей в таблице-n(0)=1

Найдём новый объём выборки  n=25-1=24

Подсчитаем количество «положительных» и «отрицательных» сдвигов.

«+»-24

«-»-1 ;значит положительные сдвиги -типичные

                   Отрицательные - нетипичные

Гипотеза: Н(о)-сдвиг показателей случаен.

                    Н(1)-сдвиг не случаен.

Q эмп.=1

n=24

Q кр.(р<или=0,05)=1

Q кр.(р>или=0,01)=24

 

 

Зона незначимости                 Зона неопределённости         Зона значимости

24 Qкр.(р>или=0,01)              0 Qкр.(р<или=0,05)                    1

 

 

 

Так как Q эмп .< Q кр ., то принимается H(1), т.е. различия не случайны, следовательно обучение можно считать эффективным.

 

          Вся исследовательская работа была подчинена определенной цели:

       Изучение особенности методики организации и проведения занимательных занятий нетрадиционного характера по аппликации.

     Для осуществления этой цели были разработаны занятия занимательного характера, так как несли в себе интересное содержание,   нетрадиционный материал.

     Использование такой технологии позволило занятиям аппликации стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных техниках применяемых в аппликации.

     Они занимались традиционными видами аппликации из бумаги, а разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (аппликации) проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя  состояние вдохновения и творческого порыва. Творческий потенциал ребят значительно повысился .

             Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами.          Результативность была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам было успешным. Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по аппликации.

Заключение

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Проведённый эксперимент дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу о том, что развитию художественного творчества младших школьников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками аппликаций.

Можно сделать вывод, что в ходе эксперимента дети проявили интерес к нетрадиционному содержанию. Дети показали достаточно высокий уровень владения данными материалами, свободно смогли воспользоваться их возможностями.

1) Создана предметно-развивающая среда для формирования представлений у младших школьников об эстетическом в детском разновозрастном художественном коллективе.

2)  Разработана система работы по формированию представлений у младших школьников о прекрасном в детском разновозрастном художественном коллективе.

3)  Осуществлён выбор эффективных методов и приемов эстетического воспитания младших школьников в детском разновозрастном художественном коллективе.

В целом, проведённый эксперимент дал положительный результат, подтвердив гипотезу о том, что эффективности эстетического воспитания младших школьников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками аппликаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М., 1981.
2. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников: из опыта работы сельских школ. М., 1978
3. Бакелова Н. Ф. Использование природного материала на уроках изобразительного искусства и труда // Нач. школа. – 1996. - №4. – С.24 – 30.
4. Буров А. И. О природе объективности красоты. – Вопросы литературы, 1969. -  № 3.
5. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1975
6. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. – С. 126 – 128.
7. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения географии. М., 1976
8.  Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М., 1978
9. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. – М., 1984. – 102с.
10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1996. – 480с.
11. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010 “Воспитание в дошкольных учереждениях”и №2002 “Дошкольное воспитание” / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина – М.: Просвещения, 1978. – 416с.
12. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. Ч 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду // Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.;Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – 2-е изд; испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256с.
13. Забаро – Просолова Е. Л. Красота науки физики и ее значение в эстетическом воспитании учащихся. – В кн.: Наука и эстетическое воспитание. М., 1972.
14. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суровегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М., 1977.
15.  Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 140с.
16. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М., 1981.
17. Киященко И. Эстетическое образование – веление времени // Вуз. вести. – 1998. - №9. – С. 7.
18. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.
19. Крутецкий В. А. Психология. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.
20. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.: Основы эстетического воспитания. М., 1975.
21. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская педагогика, 1990. - №7.
22. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном.  Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992. – 192с.
23. Макаренко А.С. Собрание соч., т 6. – М., 1990.
24. Мелехова О. П. Эстетическое образование и нравственное воспитание // Высш. Образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 – 43.
25. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: Асар, 1999. – 128с., ил.
26. Об экологическом образовании. Обзоры // Вестник высш. школы. – 1990. - №9. – С. 47 – 55.
27. Основы эстетики и искусствознания. Факультатив. курс. Пособие для учителей / И. Л. Любинский, В. В. Неверов, В. К. Скатерщиков и др., Под ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 302с.
28. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно – практического освоения природы. Л., 1980.
29. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2009 “Муз. воспитание” / Л. Р. Болотина, С.П. Баранов, Л. Г. Симушина и др., Под ред. Л. Р. Болотиной и др. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.
30. Плахов И. А. Спаси и сохрани …// Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 36 – 41.
31. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М., 1982.
32. Природа и поэзия // Вестник АсЭкО. – 1995. – Вып. 3. – С. 39.
33. Природа и функции эстетического. М., 1968.
34. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.VI. М., 1957.
35. Программы общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. М., 1981.
36. Программы восьмилетней школы: Музыка. М., 1981.
37. Романова Э. Экологическое воспитание – проблема нравственная // Нар. образование. – 1986. - №5. – С. 57 – 59.

38. Рожкова М. В. Природа в красках // Играя, обучаемся. – 1999. – Вып. 2. – С. 79 – 83.
39. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1976.
40. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания. – В кн.: Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных конципций. М., 1987.
41. Сборник материалов к программе эстетического воспитания школьников. М., 1979.
42. Талиев В. И. Охраняйте природу! // Этика – эстетический подход в охране дикой природы в заповедном деле. – 1997. – Вып. 15. – С. 9 – 20.
43. Фазин А. В. воспитание красотой. – М., 1980. – 138с.
44. Цветкова И. В. Экология Для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов., В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.
45. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. – М.,  1987.
46. Экология, культура, образование. Материалы к конференции / Редкол. Н. М. Мамедов и др. – М.: Б. к., 1989. – 242с.
47. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
48. Экспериментальная программа по музыке для общеобразовательных школ: (с I по X класс). М., 1976.
49. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 101с.
50. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.
51. Южакова Т. П. Воспитание любви к природе на уроках изобразительного искусства // Нач. школа. – 1996. - №5. – С. 19 – 25.
 

 

 


Библиографическая ссылка

Марукян Изабелла Оганессовна, Чупина Дарья Васильевна ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ РАЗНОВОЗРАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-25 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1923 | За неделю: 1923 | Всего: 1923


Комментарии (1)