Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
В статье рассматриваются современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к работе с родителями младших школьников, обосновываются педагогические условия эффективности профессиональной подготовки бакалавров в педагогическом вузе.
Ключевые слова: младшие школьники
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Караваева Г.В.
Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к работе с родителями младших школьников, обосновываются педагогические условия эффективности профессиональной подготовки бакалавров в педагогическом вузе.
PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH PARENTS OF YOUNGER PUPILS
Karavaeva G.V.
Annotation: the article considers modern approaches to the professional preparation of future elementary school teachers to work with parents of primary school pupils settle pedagogical conditions of effective professional bachelor in physics education. Keywords: Future teacher, bachelor, family education, parents, younger students, educational work.
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, в Образовательных программах, в Законе образования), а также в трудах известных педагогов. Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя (классного руководителя) и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе, или только в семье. Она воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Поскольку семейное воспитание не всегда бывает последовательным и систематичным и часто характеризуется стихийностью и односторонним подходом, поэтому именно классный руководитель призван оказать семье действенную помощь в воспитании детей с учетом их возраста и особенностей условий семейного воспитания вообще и его состояния в конкретной семье.
Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. Характер взаимоотношений родителей и учителя нельзя представлять, как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
Однако, отмечая достижения педагогических коллективов в сотрудничестве с семьей, следует обратить внимание на недостатки в этой работе, такие как недостаточно гармоничное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм; формальное отношение педагогов к взаимодействию с родителями из-за недооценки воспитательной роли семьи. Не секрет, что иногда классный руководитель проводит различные мероприятия при малой активности, низкой посещаемости родителей, их теоретической неподготовленности, что делает невозможным конкретизацию задач и методов воспитания детей. Причины этих недостатков различны: слабая подготовка педагогов для просвещения родителей, неумение находить соответствующие формы общения с родителями; отсутствие умений, необходимых в практической деятельности.
Важность данной проблемы подводит к необходимости подготовки специалистов, обладающих теоретическими и практическими умениями в работе с родителями.
На наш взгляд, результатом работы по подготовке к педагогической деятельности с родителями младших школьников являются сформированные у студента-выпускника компетенции, которые включают в себя когнитивную, операционно-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
В учебный план по направлению 050100 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») включена дисциплина «Взаимодействие с семьей», которая входит в дисциплины по выбору (3.5. «Классное руководство»).
В программное содержание учебной дисциплины «Взаимодействие с семьей» были внесены дополнения, отвечающие задачам формирования у студентов готовности к работе с родителями младших школьников.
Цель изучения дисциплины: сформировать целостное представление о сущности процесса взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся младших классов.
Задачи:
- обеспечить подготовку к будущей профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования;
- сформировать у студентов представления: об основных принципах, методах, формах работы учителя с родителями детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО; о структуре и содержании основных педагогических технологий семейного воспитания;
- выработать навыки работы по оцениванию результатов внедрения инновационных технологий в практику педагогической деятельности учителя начальных классов.
Формирование когнитивной компетенции осуществлялось, в большей степени на лекционных занятиях по курсу «Взаимодействие с семьей». Перечислим некоторые важные темы лекций: «Функции семьи», «Типы семей», «Изучение семей школьников. Диагностика семьи», «Коллективные формы работы с семьей. Совместные праздники. Виды родительских собраний: 1-е собрание, организационное, тематическое»; «Групповые формы: консультации, работа с родительским активом»; «Индивидуальные формы: посещение семьи, изучение семейных традиций»; «Мониторинг воспитательного потенциала семьи»; «Разрешение конфликтов в семье»; «Педагогическое просвещение родителей»; «Этика общения с родителями»; «Выдающиеся педагоги о семейном воспитании».
Формирование этической, социальной и поведенческой компетенций, составляющих профессиональную подготовку будущих учителей к работе с родителями, реализовывалось на семинарских и практических занятиях по курсу «Взаимодействие с семьей». Так, студенты разрабатывали «Портфолио диагностических методов», «Педагогические рекомендации для родителей» (по актуальным проблемам семейного воспитания), конспекты и сценарии родительских собраний, в группах решали педагогические ситуации, составляли «План педагогического просвещения», конспектировали труды известных педагогов по проблемам семейного воспитания.
Одной из действенных форм работы на практических занятиях была организация самими студентами мастер-классов по проведению родительских собраний. На занятиях также организуются деловые игры, например: «Психологическое консультирование конфликтных семей», «Посещение семьи»; групповая работа по методу «6 шляп мышления» по теме «Изучение семейных традиций»; дискуссия по теме «Многодетные семьи: проблемы и перспективы»; мозговой штурм по проблеме «Типы неблагополучных семей»; коллективный тренинг по теме «Совместные праздники» и др.
Для формирования мотивационной компетенции у будущих учителей начальных классов перед началом активной практики для студентов 3 курса, обучающихся по направлению «Начальное образование», была организована встреча с лучшими учителями начальных классов города Глазова УР: Кутявиной С.В., Мартьяновой В.С. и Никифоровой В.В., которые поделились своим педагогическим опытом работы с родителями младших школьников. Педагогом МБОУ «Гимназия № 6» Ульяновой Н.С., кандидатом педагогических наук, был проведен мастер-класс «Формы взаимодействия семьи и школы», на котором были представлены нетрадиционные формы сотрудничества с родителями учащихся начальных классов: «Почтовый ящик» (письмо родителям, электронная переписка классного руководителя с родителями), «Родительский день», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», ролевые игры, тренинги, родительские конференции. Студенты задавали вопросы, которые волновали их перед приходом в школу: «Как преодолеть неуверенность и психологический барьер в общении с родителями?», «Какие формы сотрудничества наиболее эффективны в работе с семьей?», «Какие правила необходимо соблюдать, общаясь с молодыми и опытными родителями?» и др.
Важнейшим средством формирования операционно-технологической компетенции в профессиональной подготовке студента является его практическая составляющая, поскольку здесь синтезируются учебно-практическая и добровольческая деятельность. Она организуется в виде педагогической практики, которая включает в себя: ознакомительную (2 курс) и активную (3-5 курсы) в начальных классах, где студент выступает в качестве помощника учителя и выполняет необходимые задания и поручения. На ознакомительной практике студенты посещают родительские собрания, которые проводит классный руководитель; изучают документацию, которую ведет учитель (классный журнал, протоколы родительских собраний и др.). На активных видах практики (методической и стажерской) будущие учителя сами включаются в совместную деятельность школы с родителями младших школьников: посещают семьи, проводят консультации, читают лекции для родителей. Сценарии лекций на родительских собраниях практиканты представляют, как итоговую зачетную документацию.
Большое значение имеет организация научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, которая пронизывает весь процесс обучения и реализуется в выполнении творческих заданий, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Приведем пример некоторых тем научных работ студентов: «Индивидуальная работа учителя начальных классов с родителями младших школьников», «Формы взаимодействия школы и семьи по сохранению здоровья детей младшего школьного возраста», «Условия эффективности метода убеждения в семейном воспитании младших школьников», «Сотрудничество семьи и школы в профилактике вредных привычек у младших школьников» и др.
С результатами исследования студенты выступают на научно-практических конференциях в институте, а также в школе на заседаниях методического объединения учителей начальной школы и родительских собраниях.
Таким образом, основными педагогическими условиями реализации разработанной нами системы подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьями школьников являются:
- осознание студентами значимости работы с родителями младших школьников на уровне убеждения;
- наличие у будущих учителей комплекса специальных знаний, умений и навыков работы с родителями младших школьников;
- сформированные компетенции студента-выпускника, которые включают в себя когнитивную, операционно-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие;
-гуманизация вузовского учебно-воспитательного процесса в плане совершенствования профессионально-педагогической готовности студентов к работе с родителями младших школьников;
- непрерывность и систематичность включения студентов в работу с родителями младших школьников.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
2. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель – 1997. № 1. - С. 94.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2002.
4. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 1999 - № 3. - С. 60.
5. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 1989. № 8. - С. 86.
6. Манышева Г.В. Дни открытых дверей для родителей. //Начальная школа - 2000. - № 1. - С. 105.
7. Маркова Г.П. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 1998. - № 5. - С. 89-91.
8. Н.М. Метенова. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2001. - № 8. - С. 57-69.
9. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М., 2006
10. Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 1998. - № 5. - С. 39.
Библиографическая ссылка
Караваева Галина Васильевна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-26 (дата обращения:
14.12.2025).