Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Культурология
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) КАК ПОБОРНИК ТРЕЗВОСТИ
Сергеев Виктор Фёдорович 1

1. Глазовская епархия

Резюме:

В статье анализируется подвижническая деятельность святителя Московского и Коломенского Филарета (Василия Михайловича Дроздова), митрополита (1782–1867), выдающегося русского православного церковного деятеля, богослова и библеиста, прославленного в лике святых Русской Православной Церкви в 1994 году.


СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) КАК ПОБОРНИК ТРЕЗВОСТИ

Епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев)

Правящий архиерей, Глазовская епархия, г. Глазов, Удмуртская Республика

sergeev-vf@list.ru

 

Аннотация. В статье анализируется подвижническая деятельность святителя Московского и Коломенского Филарета (Василия Михайловича Дроздова), митрополита (1782–1867), выдающегося русского православного церковного деятеля, богослова и библеиста, прославленного в лике святых Русской Православной Церкви в 1994 году.

Ключевые слова: Защитник от алкоголизма, ежедневная молитва святителя Филарета, христианская нравственность народа.


SAINT PHILARET OF MOSCOW AND KOLOMNA (DROZDOV) AS A CHAMPION OF TEMPERANCE
Bishop Glazov and Igra Victor (Sergeev)
head of Department approval of sobriety and the prevention of dependency, Glazov, Udmurt Republic
sergeev-vf@list.ru

 

Abstract. The article analyzes podvizhnicheskoe activities of the Saint of Moscow and Kolomna, Hierarch of the Orthodox theologian, a prominent preacher of the Russian Church Filaret (Drozdov) in trewlany of the Russian people
Keywords: Defender from alcoholism, daily prayer of St. Philaret, Christian morality of the people.

 

 

Святитель Московский Филарет Дроздов был виднейшим иерархом, крупнейшим и безупречным в своей ортодоксальности богословом, самым выдающимся и глубоким проповедником Русской Церкви прошлого столетия [1].

Ученая, учебная, административная и общественная деятельность митрополита Филарета так широка и замечательна, что не только церковная, но и гражданская история России XIX века будет неполна без должного упоминания его имени. Он обращал неусыпное внимание на состояние духовенства, пристально опекал Духовную Академию, занимался вместе с другими учеными богословами переводом Священного Писания на русский язык, составил Катехизис, положил начало водворению мира и единения московских старообрядцев с Православной Церковью и при всем том неустанно проповедовал [1].

История сохранила для нас свидетельства об участии святителя Филарета в рождении духовных традиций города Коломны. Одним из таких ярких примеров является установление крестного хода на семик.

В 1848 г. свирепствовала в Коломне холера. В это время жители города во множестве обращались к схимнику Старо-Голутвина монастыря Иоанникию. Умудренный Богом, старец подал гражданам мысль учредить крестный ход из Голутвина монастыря в Коломну и днем всенародного моления с крестным хождением избрал четверток перед праздником Пятидесятницы, или так называемый семик, обыкновенно тогда проводимый народом в пьянстве и разгуле.

Бесчинные и шумные гульбища в семик с того же года были оставлены в городе, питейные дома и трактиры в этот день были закрыты и торг прекращен. Некоторые даже постились, разрешая себе одно сухоядение.

Крестный ход “в память попущения губительной болезни, в поминовение усопших от нея и в благодарение Богу за сохраненных от сего бедствия…” совершен был в первый раз в 1849 г. по правилам, написанным для хода самим святителем.

Вот одно из этих правил, данных свт. Филаретом: “Надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход: помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай в себе Господа, Божию Матерь и святых Его, известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом” [7].

На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства. Начало эпохи великих реформ беспокоило невиданным разгулом народного пьянства после введения акцизной системы. Святитель Филарет почитается защитником от алкоголизма, а при жизни он много положил сил на борьбу с этим злом, считая недопустимым для государства ради коммерческой выгоды спаивать народ в кабаках, процветавших на каждом углу. В 1863 году он докладывал Синоду:

"Меж тем как зло от литературы и зрелищ действует более на высшие и средние классы общества, дешевое вино губит низший класс народа. Места продаж так размножились, что в некоторых городах на десять или одиннадцать домов приходится по питейному заведению. Дешевизна и удобство приобретения вина ведет к тому, что не мужской только пол, но и женский, не возрастные только, но и малолетние упиваются вином. Многие дома и души у поселян вконец разорены. Пьянство, вошедшее в привычку, требует себе постоянных новых пожертвований и лишает человека и способов к жизни, и способности к труду, ввергает людей в нищету, праздность, пороки и преступления. К Церкви менее прилежности, менее благоговения к святыне и уважения к духовенству. В один прошедший год многие из народа понизились в нравственности так, что, не видя, трудно поверить их упадку, но зло-то растет, и благонамеренным трудно будет устоять, если государственные чиновники будут настоятельно убеждать к открытию кабаков, как это в некоторых местах замечено. Если в преследовании финансовых видов недовольно обращается внимание на нравственность народа - это невыгодный расчет. Лучшее богатство государства и самая твердая опора Престола - христианская нравственность народа"[6].

Словно в подтверждение слов святителя, случилось удивительное чудо. Один купец, прихожанин Богоявленской церкви, что в Дорогомилово, открыл винную лавку и поставил в углу икону святителя Николая Чудотворца. Вдруг от нее получила исцеление женщина. Слух о чуде пролетел по всему Дорогомилову, и в лавку повалил народ, ставя перед образом свечи, снимая шапку и осеняя себя крестным знамением у дверей – в общем, почести оказывались кабаку неподобающие. Митрополит Филарет велел перенести икону в Чудов монастырь. Утром она оказалась в лавке на прежнем месте, после чего в Дорогомилово началось настоящее паломничество. Митрополит вновь велел перенести образ в Чудов, и вновь наутро он оказался в лавке. Тогда святитель пришел в лавку, сам поднял икону и с крестным ходом ее перенес в Кремль, где она и осталась.

Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение [4]. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».

Однажды Владыка вынужден был запретить в служении некого диакона за беспробудное пьянство последнего. Однако у недостойного клирика были жена и дети, оставшиеся после запрета мужа без содержания. Чтобы не допустить нищеты ни в чем не повинных людей, архипастырь из своего личного жалованья ежемесячно посылал через доверенных людей денежное содержание семье пьяницы, пока последний не образумился, и, простившись с пагубной привычкой, не был восстановлен в сане.

Что немаловажно, святитель посылал помощь, строго храня инкогнито. Последние узнали имя своего неизвестного благотворителя лишь спустя много лет, когда один из курьеров проговорился о том, кто его посылал с деньгами.

Как пишет в одном из своих писем преподобный Амвросий Оптинский «…на святителе Филарете явно отразилось исполнение слов преподобного Исаака Сирина: "начальник, изливай на всех милость свою и будь спрятан от всех"» [3].

В конце земной жизни Московского митрополита почитали уже как святого. Из уст в уста передавали случаи чудесных исцелений по его молитвам, спасения его появлением, избавления от пьянства его вразумлением.

Протоиерей Д.Г. Булгаковский приводит рассказ «Сон святителя московского Филарета»:

Один священник с особенным усердием поминал за литургией покойников, так что, если кто раз подавал ему записку о поминовении, он выписывал имена усопших в свой синодик и, не говоря о том подавшему, поминал всю жизнь. При соблюдении такого правила у него составился синодик с таким многотысячным перечнем имен, что пришлось ему разделить его на отделы и поминать по очереди.

Случилось, что он впал в какую-то погрешность, так что ему угрожало устранение от прихода. Дело было передано московскому митрополиту Филарету, и когда преосвященный уже собирался положить резолюцию об устранении его, вдруг почувствовал какую-то тяжесть в руке. Митрополит отложил подпись журнала до следующего дня. Ночью он видит сон: перед окнами собралась толпа народа разного звания и возраста. Толпа о чем-то громко толкует и обращается с какою-то просьбою к митрополиту.

- Что вам нужно от меня, – спрашивает архипастырь, – и что вы за просители?

- Мы отшедшие души и явились к тебе с просьбой: оставь нам священника и не отстраняй его от прихода.

Впечатление этого сновидения так было велико, что Филарет не мог отделаться от него по пробуждении и велел позвать к себе осужденного священника. Когда тот явился, митрополит спросил его:

- Какие ты имеешь за собою добрые дела? открой мне.

- Никаких, владыко, – отвечал священник, - достоин наказания.

- Поминаешь ли ты усопших? – спросил его митрополит.

- Как же, владыко, у меня правило: кто подаст раз записку, я уж постоянно на проскомидии вынимаю частички о них, так что прихожане ропщут, что у меня проскомидия длиннее литургии, но я уж иначе не могу.

Преосвященный ограничился переводом священника в другой приход, объяснив ему, кто был ходатаем за него («Странник», 1862, Май) [9].

В среде верующих широкое распространение получила ежедневная молитва святителя Филарета:

"Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Отче! Даждь рабу Твоему - чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить - ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое - отверсто.

Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.

Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания - исполнить волю Твою... Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь"[8].

Прославление святителя Филарета было совершено Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 1994 году.

 

Список литературы:

1. История проповедничества на Руси. Лекции. Филарет Дроздов, митрополит Московский (1782-1867 гг.). Московская Духовная Семинария. lib.cerkov.ru.

2. Библиография. Филарет Дроздов, 2001.

3. Иеромонах Амвросий, Оптинский Старец. О митрополите Филарете. М.: «Литература и жизнь», 2013.

4. Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. pravoslavie.ru

5. Филарет Дроздов. Большая библиографическая энциклопедия. dic.academic.ru

6. Филарет Дроздов. Слова и речи. - Православная библиотека «Золотой Корабль», 2012.

7. Священник Вадим Маркин. Святитель Филарет и Коломна. http://www.meparh.ru/history/5.htm#2.

8. Ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского. molitvoslov.com.

9. Протоиерей Д.Г. Булгаковский Молись за умерших. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. mirknig.com.

 


Библиографическая ссылка

Сергеев Виктор Фёдорович СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) КАК ПОБОРНИК ТРЕЗВОСТИ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-30 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 370 | За неделю: 370 | Всего: 370


Комментарии (3)