Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
Исследованы теоретические и методические вопросы формирования компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания учащихся.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Павлов В. И.
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и яковлевоведения
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»
Аннотация: Исследованы теоретические и методические вопросы формирования компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания учащихся.
Ключевые слова: компетентность учителя в области духовно-нравственного воспитания, принципы, содержание, формы и методы, педагогические условия.
THE FORMATION OF COMPETENCEOF FUTURE TEACHERSIN THE FIELDOF MORAL EDUCATION. PavlovV.I. Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and Yakovlevskaya FGBOU VPO "Chuvashstate pedagogicalUniversity named afterI.I.Yakovlev"
Abstract: the paper deals withtheoreticalandmethodologicalquestions of formation ofcompetences offuture teachersinthe field of spiritual andmoral educationof students. Keywords: teacher competence in the fieldof moral education, principles, content, forms and methods, pedagogical conditions.
Необходимость специального формирования духовно-нравственной компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве педагогического вуза обусловлена рядом противоречий:
- между возросшей потребностью государства и общества в учителях, обладающих духовно-нравственной компетентностью, и ее недостаточной сформированностью у выпускников педагогических вузов;
- между социальным заказом педагогической науке, состоящим в разработке способов формирования духовно-нравственной компетентности у будущих учителей и отсутствием научно обоснованной концепции его формирования в процессе высшего педагогического образования;
-между потребностью высшего профессионального образования в формировании духовно-нравственной компетентности будущего учителя и отсутствием научно обоснованной модели и педагогических условий, способствующих ее реализации.
Из системы этих противоречий вытекает комплексная проблема исследования:
- в теоретическом плане это проблема обоснования теоретико-методологических, методических основ (предпосылки, закономерности, принципы, функции, содержания, форм, методов) формирования духовно-нравственной компетентности будущих учителей в поликультурном образовательном пространстве педагогического вуза;
- в практическом плане - проблема определения педагогических условий, соблюдение которых позволяет успешно формировать компетентность будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания. Выявленные противоречия актуализируют исследования обозначенной проблемы формирование компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания в поликультурном образовательном пространстве педагогического вуза.
За последние годы выполнены ряд исследований, рассматривающих вопросы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи (В.А. Беляевой, А.В. Бородиной, Е.О. Галицкой, Т.П. Грибоедовой, С.А. Ефименковой, О.В. Ивановской, А.В. Камкина, М.Н. Костиковой, С.Г. Макеевой, В.М. Меньшикова, Т.В Скляровой, Т.И. Петраковой, О.Л. Янушкявичене и Р. Янушкявичюс и др.).
В ряде исследований компетентность интерпретируется как характеристика индивида, указывающая на его стремление и готовность к выполнению определенных функций в реальных обстоятельствах в области духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем, как показывает анализ литературы в ней понятие «духовно-нравственная компетентность» отсутствует, хотя исследователи используют его в своих работах в том или ином контексте.
Главной целью этой работы является раскрытие педагогических условий успешного формирования компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания.
В научной литературе, понятие «профессиональная компетентность учителя» выражает единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм Структурные компоненты педагогической компетентности должны совпадать с компонентами педагогической деятельности, а единство теоретических знаний и практических педагогических умений - составлять модель профессиональной компетентности учителя [14 с. 40].
И.А. Зимняя указывает, что компетентности должны включать такие характеристики педагога, как готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно - смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [5 с. 25].
Центральным понятием исследования изучаемой нами проблемы является понятие «духовно-нравственная компетентность» учителя в области духовно-нравственного воспитания. По нашему мнению, духовно-нравственная компетентность будущего учителя в области духовно-нравственного воспитания - необходимый компонент его профессиональной образованности, представляет собой интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую теоретическую, методическую, практическую подготовленность к осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся, активно и ответственно реализовать в образовательном процессе принципы государственной политики в области духовно-нравственного воспитания, руководствоваться нормативными актами, этическим нормами, соблюдать при этом права и обязанности члена демократического общества, воспитывать подрастающее поколение в духе гуманизма, свободы и любви к Родине.
Содержание духовно-нравственной компетенции включает в себя готовность к выполнению функциональных обязанностей учителя-предметника, классного руководителя, среди них: к анализу педагогических явлений и фактов, проектированию, организации, осуществлению, коррекции, контрольно-оценочной учебно-воспитательной деятельности.
Факторами развития духовно-нравственной компетентности будущего учителя выступают:
1) внутренние факторы (потребность студента в общении, самопознании и самосовершенствовании в духовно-нравственном развитии; интерес к педагогической профессии, своему внутреннему миру и внутреннему миру детей);
2) внешние факторы (духовно-нравственная атмосфера образовательно-воспитательного пространства вуза; деятельность профессорско-преподавательского состава кафедр, деканатов, кураторов, студенческого совета, общественных организаций); формы и методы, запускающие механизм духовно-нравственного развития личности (идентификация, рефлексия, осознания и переживание, опосредование).
Современный педагогический вуз – это учреждение монокультурным контингентом, включающий разновозрастный, многонациональный и разно конфессиональный професорско-преподавательский и студенческий составы. Он тесно связан с образовательными, культурно-просветительными учреждениями, производственными коллективами, творческими союзами, государственными и общественными организациями города и республики, образует образовательное пространство духовно-нравственного воспитания будущих учителей. Здесь ежедневно происходит обмен политической, экономической, социокультурной, духовно-нравственной информацией в системе «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-куратор», «студент-руководитель творческих объединений по интересам» и т.д.
Структура духовно-нравственной компетентности будущего учителя представляет собой интегративную целостность и включает в себя следующие компетенции: когнитивная компетенция, которая представлена совокупностью знаний в области духовно-нравственного воспитания в соответствии с целями и условиями профессиональной деятельности; мотивационно-потребностный компонент, предполагающий активное включение в общение, установки, мотивы и потребности в формировании интереса к педагогической деятельности; эмоционально-оценочный компонент, предполагающий умение анализировать, адекватно оценивать себя и свою профессиональную деятельность; деятельностный компонент, направленный на развитие практических умений и навыков, стремление к творческому удовлетворению духовных запросов и потребностей, способность реализовать принятый нравственный выбор в практической деятельности
В нашем опыте, система деятельности педагогического вуза по формированию духовно-нравственной компетентности у будущих учителей включает учебную, внеучебную, добротворческую, трудовую, профессиональную деятельность студентов в образовательном пространстве вуза. Концептуальная модель процесса формирования духовно-нравственной компетентности будущего учителя включает целевой (цель, концептуалные основы), содержательный (научные подходы, принципы, содержание обучения и воспитания), организационный (формы, методы, средства, условия) и оценочно-результативный блоки (критерии, показатели, уровни, результат). Представленная модель является теоретической основой процесса формирования духовно-нравственной компетентности будущего учителя. В качестве цели выступает - формирование компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания и реализация принципов гуманизма, поликультурности, дополнительности, преемственности, компетентности, средовой обусловленности, сотрудничества, сотворчества. Методологической основой организации педагогического процесса по формированию духовно-нравственной компетентности будущих учителей является совокупность системного, интегративного, культурологического, компетентностного, аксиологического, средового, этнопедагогического, деятельностного подходов, реализация которых призвано обеспечивать устойчивые взаимовязи внутренней и вешней среды образовательного пространства вуза и позволяет осуществить его моделирование. В качестве концептуальных основ организации воспитательного процесса выступает национальная идеология (прошлое, настоящее, будущее народа с позиций национального возрождения; национальная психология (комплекс ценностных ориентаций и установок), национальная гордость (воспитание адекватных представлений о народах Российской Федерации и Республики Чувашия). Мы рассматриваем духовно-нравственную компетентность студентов как необходимое интегральное личностное качество, позволяющее строить педагогический процесс на научной основе межкультурного диалога, взаимодействовать с представителями других национальностей, различных конфессий.
В формировании компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания нами успешно используется содержательный потенциал блока гуманитарных учебных дисциплин (философия, история, культурология, религиоведение, педагогика, психология, этнология), в том числе предметы национально-регионального компонента образования (родной язык и литература, история и культура родного края, этнопедагогика и др.).
В ходе реализации задач формирования компетентности у студентов в области духовно-нравственного воспитания большое внимание в нашем в нашем опыте уделяется изучению блока психолого-педагогических дисциплин, в том числе элективных авторских спецкурсов «Духовно-нравственная культура будущего учителя», «Теория и методика организации деятельность классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся», «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» и др., которые призваны вооружать студентов теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками организации духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательных учреждениях и по их месту жительства. Конечно же, важная роль в формировании духовно-нравственной компетентности у студентов принадлежит богатой традиционной педагогической культуре чувашского народа, которая на всем протяжении существования чувашей способствовала не только воспитанию привязанности к своей культурной среде, но и формированию у молодых людей нравственной и социальной устойчивости, гражданственности, которые являются естественным основанием патриотизма. Любовь к Родине выступает духовной основой патриотизма, на личностном уровне определяет такие важнейшие качества человека, как нравственность, ответственность, коллективизм, трудолюбие, мужество, честность, правдивость, гордость за своих предков, толерантность, социальная востребованность. Ценность любви проявляется в отношении личности к обществу, людям, Родине, в способе соотнесения себя с другими. С учетом региональных особенностей, особенно ценным является учебный предмет «Этнопедагогика чувашского народа», преподавание которого осуществляется на всех факультетах нашего педвуза.
При изучении этого предмета, в ходе рассмотрения системы ценностей народа, заложивших основы исторически традиционных для чувашей принципов патриотизма, студенты особо выделили воинскую службу, земледелие и самоуправление. Изучая традиции чувашского народа, студенты, например, узнают, что чуваши издревле не выдавали дочерей замуж за человека, не прошедшего армейскую школу жизни. И сегодня основой идеи патриотизма чувашей является отождествление мужчины как воина, защитника, труженика, хранителя семейного уклада, имеющего не только конкретные обязанности, но и строгие моральные принципы.
В педагогическом процессе студенты через исторические документы, архивные источники, мемуарную и художественную литературу, фольклор, живопись, народную музыку, искусство, родной язык, экскурсии и экспедиции по историческим местам основательно знакомятся с историей своей республик, страны, материальной и духовной культурой, трудовыми и боевыми традициями. Во внеаудиторной работе особо ценными являются такие формы работы, как «Вахта памяти», Книга Памяти о войне «И помнит мир спасенный...», выставки, конкурсы «Летопись моей семьи», «Корнями дерево сильно», проектная деятельность, шефство над трудновоспитуемыми подростками состоявшими на учете в ИДН, над ветеранами войны и труда, походы, экскурсии, диспуты, конференции и т.д.
Решающее значение для полного усвоения моральных и правовых норм и принципов социального поведения имеет перевод этого ориентира в личностный идеал самовоспитания, не только значимый для студента, но и ставший для него образцом работы над своей личностью, способствующий сознательному духовно-нравственному совершенствованию. Образцами-идеалами духовно-нравственной воспитанности личности Гражданина, Патриота, Труженика для будущего учителя выступают люди разных профессий, исторические личности, классики педагогики, народные учителя, герои войн и труда, художественных произведений, проявлявшие высокую духовность, нравственные (идейность, убежденность, мужество, героизм, честность, правдивость, интернационализм), морально-деловые (трудолюбие, предприимчивость, деловитость), морально-прагматические (мудрость, взвешенность, общительность), гуманистические (человечность, милосердие, благородство, чуткость, национальное достоинство, приверженность к общечеловеческим ценностям), физические (здоровье, здоровый образ жизни, воля в достижении социально ценной цели, умение переносить физические перегрузки) качества.
Эти духовно-нравственные качества в нашем опыте воспитываются в процессе чтения лекций, проведения практических занятий по гуманитарным дисциплинам, тренингов, выполнения временных, постоянных общественных поручений, участия в подготовке и проведении коллективных творческих дел, проектов, в работе в кружков по интересам, различных спортивных секциях, студенческих клубах «Макаренковец», «Вожатый» и др. На первых порах педагоги помогают студентам лучше и правильнее выполнять общественное поручение, трудовое дело, творческие проекты, учат как себя вести в трудных ситуациях, разрешать конфликты и т.д.
Жизнь студентов каждого факультета наполнена общественно полезными, творческими делами. Так, историко-филологический факультет привлекает студентов к изучению традиционной педагогической культуры, трудовых, боевых традиций народа (встречи с чувашскими писателями и поэтами, лингвистами; презентации книг чувашских писателей, фольклорные экспедиции и др.), студенты активно участвуют в сборе материалов для Музея чувашского просветителя И.Я. Яковлева, Музея материнской славы, Музея истории вуза. Многие студенты факультета участвуют в проектной, волонтерской деятельности.
Студенты филологи принимают активное участие в организации республиканских конференций «Парад культур», «День славянской письменности и культуры», «Жизненная позиция чувашского поэта Петра Хузангая», «Этнопедагогический подвиг академика Г.Н. Волкова» и др. Будущие учителя увлеченно изучают отечественную и зарубежную литературу, готовят литературные композиции, отмечают юбилейные даты отечественных и зарубежных писателей, учатся рецензировать книги, спектакли и художественные фильмы, посвященные духовно-нравственной тематике, отстаивать свои взгляды и убеждения. Студенты являются участниками многих факультетских и вузовских коллективных творческих дел.
Основой воспитания студентов на факультете иностранных языков стало практико ориентированное общение с носителями английского, немецкого, французского, итальянского языков, изучение культуры зарубежных стран. На это направлен целый комплекс мероприятий: «День европейских языков», «Ярмарка культур», «Фестиваль языков». Будущие педагоги выпускают тематические бюллетени, готовят презентации культур разных стран, инсценировки произведений зарубежных писателей на языке оригинала и др.
Технолого-экономический и художественно-графический факультеты активно привлекают студентов к участию в конкурсах изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, организуют выставки студенческих работ, учителя школ организуют мастер-классы для обмена опытом художественной деятельности. Интересно и содержательно проходят встречи студентов с заслуженными художниками Чувашии, России, народными умельцами, представителями различных религиозный конфессий.
Творческие коллективы студентов музыкально-педагогического факультета являются неизменными участниками культурной жизни Чувашской Республики, успешно представляют педуниверситет на региональных и всероссийских фестивалях и международных конкурсах исполнительского мастерства, пропагандируют национальную музыку.
В вузе успешно действует студенческий военно-патриотический клуб «Аставам» (Память), члены которого изучают историю Великой Отечественной войны, оказывают посильную помощь ветеранам, участвуют в ежегодных поисковых работах в рамках всероссийской акции «Вахта памяти».
Студенты физико-математического факультета и факультета физической культуры активно участвуют в охране памятников, различных вузовских, республиканских, всероссийских, международных соревнованиях, турнирах, конкурсах, олимпиадах, в волонтерской деятельности. Содержательно проходят экскурсии в православные храмы республики. Это помогает им приобщиться к светской и религиозной культуре, формировать устойчивые навыки социального поведения.
Большое внимание мы уделяем развитию самоуправления в студенческих группах. Будущие учителя привлекаются к участию в молодежных форумах, конференциях, дебатах, семинарах разного уровня. Назовем некоторые из них: Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер» (Тверская обл.), Форум общероссийской молодежной программы «Наши выборы» - «Селидон» (Ростовская обл.), Общественно-политический форум «Россия - Вперед!» (Ульяновск), межрегиональная научно-практическая конференция «Точка зрения» (Казань) и др. Инициатива студентов находит свое воплощение в республиканских мероприятиях. Это фотоконкурс «Я люблю Чувашию», Республиканский форум студенческих СМИ «По страницам добра», «ЧГПУ-инфо», и т.д.
Как показывает опыт, формирование компетентности у будущего учителя в области духовно-нравственного воспитания проходит успешно при условии соблюдения следующих этапов деятельности:
1. Первый этап (диагностический) связан с комплексным изучением личности студента, выявлением уровня сформированности духовно-нравственной компетентности, дифференциацией воспитательных задач.
2. Второй этап (прогностически-проектировочный) связан с целеполаганием, планированием (персонификация, моделирование деятельности, отбор форм и методов воспитательного взаимодействия), ориентированием личности на духовно-нравственный идеал. На этом этапе педагоги и кураторы студенческих групп создают благоприятные условия для успешной учебы, труда и отдыха, усвоения глубоких и прочных духовно-нравственных знаний путем обеспечения учебно-методической литературой, создания твердого режима дня, жилищно-бытовых условий; нацеливают их на участие в добротворческой деятельности в образовательном пространстве вуза, города и республики. Важной задачей является нацеливание на ответственное отношение к учебной, трудовой, общественной, добротворческой деятельности, духовно- нравственным ценностям, избранной профессии.
3. Третий этап (формирующий) - это сам процесс организации учебных и внеучебных занятий, усвоения студентами духовно-нравственных знаний, выработки твердого мировоззрения, умений и навыков нравственного поведения путем выполнения студентами нравственных упражнений на тренинговых занятиях, временных и постоянно усложняющихся общественных поручений. На данном этапе происходит принятие студентами требований педагогов, кураторов, органов студенческого самоуправления к выполнению моральных и правовых норм, включение студентов в процесс самовоспитания, самообразования. На этом этапе педагоги, кураторы студенческих групп должны поддерживать эмоциональный настрой студентов на активное участие в добротворческих делах, создавать ситуации успеха в социально ценной деятельности.
Особое значение здесь имеют: мотивация деятельности и поведения, выдвижение перед студентами близкой, средней, далекой перспектив, создание ситуаций успеха, психологическая поддержка, стимулирование добротворческой деятельности. Все это помогает мобилизовать студентов на выполнение плана самосовершенствования, создает перспективу духовно нравственного роста.
Контроль и объективная оценка деятельности студентов со стороны взрослых стимулируют самоконтроль, самоанализ, самооценку будущих учителей.
4.Четвертый этап (закрепляющий) связан с дальнейшим формированием единства сознания и поведения, умений и навыков применения духовно- нравственных знаний на практике, ориентацией на духовно-нравственный идеал. На этом этапе происходит перевод цели воспитания в цель дальнейшей деятельности будущих педагогов, интенсивное приобретение знаний о социальном поведении, выработка у студентов социальной потребности нравственного поведения, формирование активной жизненной позиции.
Пятый этап (координации и коррекции) связан с корректировкой воспитательной работы, выдвижением новых перспектив духовно-нравственного самовоспитания.
Педагогическими условиями, способствующими успешному формированию компптентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания в поликультурном образовательном пространстве педагогического вуза являются:
- обеспечение единства и взаимосвязи учебной и внеаудиторной деятельности студентов, установление межпредметных и внутрипредметных связей в ходе изучения предметов гуманитарных дисциплин, регионально-национального компонента образования, элективных курсов; насыщение духовно-нравственным содержанием воспитательного процесса и непрерывной педагогической практики студентов в различных типах образовательных учреждений;
- информационно-психологическое, духовно-нравственное просвещение студентов; вкючение в образовательный процесс элементов отечественной, национальной, иноязычной духовно-нравственной культуры; обеспечение диалога на паритетных началах с инокультурным, иноязычным, иноконфессиональным окружением;
- включение будущих учителей в социокультурную жизнь учебного заведения, микросоциума, общества, ориентация их на общечеловеческие ценности и утверждение их в повседневной практике;
- обеспечение активного участия каждого из субъектов образовательного процесса в социально ценной (учебной, во внеучебной, научно-исследовательской, добротворческой, художественной, спортивной, проектной, поисковой и др.) деятельности по интересам, оказание индивидуально – психологической помощи и поддержки с учетом их потребностей в духовно-нравственном развитии;
-осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к студентам в процессе формирования у них компетентности в области духовно-нравственного воспитания.
5. Успешному формированию духовно-нравственной компетентности будущих учителей способствуют педагогические технологии, представляющие собой совокупность педагогических процедур, операций и приемов, реализуемых на трех последовательных этапах: проектно-диагностическом, организационно-деятельностном и корректировочно-стимулирующем. Каждый технологический этап характеризуется набором компонентов: целью, содержанием этапа, действиями преподавателя, действиями студентов, полем и результатом взаимодействия.
6. Основными критериями оценки сформированности духовно-нравственной компетентности у будущих учителей являются:
а) когнитивный (показатели: знания государственных документов об образовании, современных концепций воспитания; теории и методики духовно-нравственного воспитания; компетентности личности, программ и, о сущности и содержания духовно-нравственной компетентности личности; различных подходов к ее пониманию в светской и религиозной литературе; о структуре и функциях духовно-нравственной компетентности учителя; Умение устанавливать межпредметные связи дисциплин гуманитарного и психолого-педагогического циклов (основные понятия и идеи, способствующие формированию духовно-нравственной культуры); обеспечение внутрипредменых связей в курсах «Философия», «История», «Культурология», «Религиоведение», «Педагогика», «Психология» элективного авторского спецкурса «Духовно-нравственная культура учителя» (ведущие понятия и идеи, способствующие формированию духовно-нравственной компетентентности); в ходе диалогического общения в системе «преподаватель-студент», «куратор-студент», «студент-студент»; обеспечение индивидуально – психологической поддержки личности студента; полнота представлений таких взаимосвязанных категорий как «дух», «духовность», «нравственность», «мораль», «любовь», «совесть», «добро», «истина», «красота», «ответственность», «Родина», «Отечество», «идеал», «патриот» и др);
б) мотивационно-потребностный (показатели: осознанность, аргументированность выбора профессии; стремление к профессиональному самосовершенствованию, творческому саморазвитию; интерес и желание заниматься духовно-нравственным воспитанием школьников; понимание самоценности человеческой жизни, своего места в мире, предназначения; желание руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях; наличие духовно-нравственного идеала и нравственных ориентиров в собственной жизни и профессиональной деятельности, стремление к творческому удовлетворению духовных запросов и потребностей; способность реализовать принятый нравственный выбор в практической деятельности.
в) эмоционально – оценочный (показатели: эмоционально-оценостное суждение, характеризующие отношение человека к себе, детям, другим людям, Отечеству, миру, педагогической деятельности; устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с жизнью коллектива, страны, историческом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте; восприятием идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами различных культур; живой интерес к истории, культуре, традициям народов, действенно-критическое отношение к собственным поступкам);
г) деятельностный (показатели: понимание целей и задач деятельности, умения диагностировать уровень развития духовно-нравственной компетентности личности; проектировать, организовывать познавательную, добротворческую, социально ценную деятельность по приобщению к богатой духовной жизни России, к истории и культуры, нравственно-этическим нормам и идеалам; умения анализировать процесс формирования духовно-нравственной культуры, осуществлять его в контексте антропологической образовательной парадигмы с учетом специфики содержания, форм, методов, средств воспитания, педагогических технологий; умение использовать духовно-нравственные знания в различных жизненных ситуациях.
Соблюдение и учет выявленных нами педагогических условий позволяет педагогическому вузу успещно решать задачи формирования компетентности у будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания.
Список литературы:
1. Бородина, А.В. Основы православной культуры: учебник / А. В. Бородина. — М.: Покров, 2002. — 256 с.
2. Великие духовные пастыри России / под ред. А. Ф. Киселева. — М. : Владос, 1999. - 496 с.
3. Давыдова, Н.В. Православная культура: словарь-справочник школьника / Н. В. Давыдова. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2008. - 480 с.
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронныйресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М., 2009. — Режим доступа: http://su.edusite.ru/DswMedia/koncepciya.doc
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса/В. А. Караковский. — М.: Новая шк., 1993.- 80 с.
7. Киселева, О.Ф. Традиции православного воспитания: Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия / О. Ф. Киселева. — М. : ACT : Астрель : Книжный дом ; Владимир : ВКТ, 2008. — 286 с.
9. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (материалы Общественной палаты РФ) [Электронный ресурс]: краткое описание. — Режим доступа: http://www.rerav.ru/common
10. Никандров, Н.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания и участие РАВО в их решении (сообщение на заседании Президиума РАО 24 февраля 2010 г.)- Известия Российской Академии образования №1(13), 2010, с. 5-15.
11. Павлов В.И. Духовно-нравственная культура будущего учителя.-Чебоксары: Новое время, 2010.- 672 с.
12. Павлов В.И. Духовно-нравственная культура будущего учителя. – Чебоксары; Нговое время, 2010. – 610 с.
13. Павлов В.И. Педагогические технологии формирования духовно-нравственной культуры.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 257 с.
Павлов Владимир Иванович
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
// . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-31 (дата обращения:
07.06.2025).