Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
Королюк Ирина Эдуардовна 1

1. ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»,

Резюме:

Статья посвящена новому направлению в педагогике созданию реально-виртуального образовательного пространства. В статье рассматривается понятие и основные черты реально-виртуального пространства.


 

 

Реально-виртуальное пространство как творческая среда для развития педагогических умений

Королюк, И.Э.

Аспирант ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет», г. Ижевск.

 

Анотация: Статья посвящена новому направлению в педагогике созданию реально-виртуального образовательного пространства. В статье рассматривается понятие и основные черты реально-виртуального пространства.

Ключевые слова: Реально-виртуальное пространство, творческая среда, педагогические умения.

 

REAL AND VIRTUAL SPACE AS A CREATIVE ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS
Korolyuk, I. E.
Graduate Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Udmurt State University, Izhevsk.

 

Abstract: The article is sanctified to new direction in pedagogics tocreation of really-virtual educational space. There are analyses of the concept and basic lines of really-virtual space in the article.

Keywords: Real-virtual space, a creative environment, pedagogical skills.

 

 

С переходом на цифровые технологии, изменилось образовательное пространство, и мы предлагаем введение в педагогический процесс понятия реально-виртуального пространства. Это синтез образовательных пространств на основе интеграции реальной и виртуальной образовательной среды, которая значительно расширяет возможности в деятельности не только педагога, но и обучающегося. Реально-виртуальное пространство предполагает возможность дистанционного, интерактивного, профессионально-культурного взаимодействия всех субъектов образования в форматах: ученик-педагог, ученик-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель, педагог-работодатель-родитель, педагог-ученик-работодатель.

Основные категории педагогики (обучение, воспитание, образование) с изменением образовательной среды и появления реально-виртуального пространства приобретают иной смысл. Но современное образование не в полной мере готово к проектированию реально-виртуального пространства в силу ряда причин: не подготовленность педагогических кадров к работе в интегрированной среде, отсутствие соответствующих условий во многих образовательных организациях.

Анализ современных источников показал, что современное общество характеризуется "…увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли информационных коммуникаций; созданием глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах" [2]. 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Составляющие реально-виртуального пространства

 

В рамках научно-исследовательской деятельности, проводимой нами на базе ряда образовательных учреждений Удмуртской Республики, были выявлены факты, что педагогам недостает знаний о процессе получения результата по формированию метапредметных умений и процесса изменения личностных качеств обучающихся. При работе в интегрированном пространстве, каким и является реально-виртуальное, возникает вопрос об умениях самого педагога, ведь в такой ситуации он "выступает не механическим передатчиком знаний (как, скажем, компьютер), а носителем культуры, которая влияет на целостное развитие ученика" [1].

Таблица 1

Деятельность педагога в реальном и виртуальном пространстве

Реальное пространство

Деятельность педагога

Виртуальное пространство

Конспект  занятия, учебник, методические рекомендации

Подготовка к занятию

Сценарий занятия, представляющее свободу в выборе форм, способов и приемов обучения, интернет-ресурсы, материалы коллег в сетевом взаимодействии

Основная деятельность преподавателя

Основные этапы занятия

В большей степени самостоятельная деятельность обучающихся

Успеть, выполнить запланированное

Цель занятия

Организовать деятельность обучающихся: по постановке учебной задачи; по поиску и обработке информации; по способам действия

Преимущественно фронтальная

Форма занятия

Преимущественно индивидуальная и/или групповая

Создается педагогом

Образовательная среда

Конструируется обучающимся совместно с педагогом

Предметные, отметки

Результаты обучения

Предметные, метапредметные, личностные.

Создание портфолио

 

В реально-виртуально пространстве происходит переосмысление роли, функций и деятельности обучающегося с позиций формирования у него учебной и профессиональной автономии (самостоятельности). Это означает формирование у него таких качеств личности, как инициативность, ответственность, рефлексия, самооценка и самоконтроль, готовность к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, что ценно с позиций современного работодателя. Таким образом, мы видим, что реально-виртуальное пространство дает личности, находящейся в нем, больше преимуществ. Данное понятие представляет собой модель нового пространства профессионального образования, поддержка которого происходит средствами современных информационных технологий в реальной и виртуальной среде. Говоря о реально-виртуальном пространстве мы приходим к мысли, что поиск путей разрешения вопроса реорганизации образовательного пространства требует разработки научно обоснованной системы интеграции реального и виртуального образовательного пространства, предусматривающего виды деятельности педагога, способного адаптироваться к постоянно меняющемуся образовательному пространству. 

Для выстраивания отношений в новом образовательном пространстве необходимо осознание педагогических подходов к выстраиванию педагогической деятельности. Нами была предпринята попытка осмысления нового современного научно – педагогического исследования как реально-виртуальное пространство. На основании уже имеющихся в педагогической литературе идей были определены черты, типы, характеристики реально-виртуального пространства.

Понятие реально-виртуального пространства указывает на возможность принципиально иной педагогической позиции меняющейся образовательной ситуации. Принято считать, что именно преподаватель вызывает изменения в сознании обучающихся посредством организации особых условий и применения образовательной технологии. Если же мы вводим понятие реально-виртуального пространства как условия конструирования образовательных сред (реальной и виртуальной), тогда традиционная педагогическая позиция подвергается серьезной модификации. Педагог перестает быть хранителем образовательной реальности, становясь организатором условий для появления различных образовательных сред в реально-виртуальном пространстве.

Учитывая различные типы реально-виртуального пространства и наличие ряда характеристик: является частью условной практики; оно подвижно, все время меняется; ослабляет статичную образовательную ситуацию, поскольку оно показывает реальность других ситуаций; акцентирует внимание на внутренних формах отношений участников образовательного проекта к собственному "Я"; является образом вероятных изменений; является мыслительным посредником (конструкт совместного воображения педагога и обучающегося) - это позволило акцентировать внимание на необходимых знаниях и умениях в деятельности педагога

Таблица 2

Соотношение характеристик реально-виртуального пространства и умений педагога

Характеристика реально-виртуального пространства

Деятельность педагога в меняющемся образовательном пространстве

Пространство является частью условной практики.  Предметом конструктивной деятельности как педагога, так и обучающегося, оно возникает на стыке разных практик.

Умение проектировать прогнозируемый результат, для выстраивания символической конструкции

Пространство динамично, неопределенно, подвижно, все время меняется

Умение выбирать необходимое из возможного

Пространство ослабляет статичную образовательную ситуацию, показывая реальность других ситуаций

Умение регулировать получение образовательного результата

Пространство направлено на внутренние формы отношений участников образовательного проекта - отношение  к собственному "Я".

Знание своих возможностей и умение использовать их в образовательной ситуации

Пространство является образом вероятных изменений, который совмещает в себе различные потенциалы образовательных ситуаций.

Умение выстроить стратегическую линию образовательной программы

Пространство является мыслительным посредником. Конструкт совместного воображения педагога и обучающегося.

Умение выстроить стратегическую линию образовательной программы совместно с обучающимся

 

Деятельность педагога в постоянно меняющемся образовательном пространстве является предметном научного исследования, для формирования базисной основы в подготовке будущих профессионалов.

Список литературы

1.        Белова С.В. Педагог новой школы: повышение профессионального сознания и гуманитарной культуры. Эл. ресурс: http://yspu.org/ images/b/b6/

2. Информационное общество // Глоссарий. ru [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- Б. м.., 2006. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt (uwsg.outtul!


Библиографическая ссылка

Королюк Ирина Эдуардовна РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-32 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 371 | За неделю: 371 | Всего: 371


Комментарии (0)