Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Географические науки
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МБОУ «СОШ №16» г. ГЛАЗОВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ворончихина Елена Анатольевна 1

1. МБОУ «СОШ №16» г. Глазов, Удмуртская Республика

Резюме:

В статье представлен отчёт о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цикле естественно научных дисциплин, обосновывается необходимость формирования творческого исследовательского потенциала личности современного школьника.


 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МБОУ «СОШ №16» г. ГЛАЗОВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ворончихина, Е.А.

учитель географии МБОУ «СОШ №16» г. Глазов, Удмуртская Республика.

school16-glazov@yandex.ru

 

 Аннотация. В статье представлен отчёт о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в цикле естественно научных дисциплин, обосновывается необходимость формирования творческого исследовательского потенциала личности современного школьника.

Ключевые слова: проектное обучение, учебно-исследовательская деятельность, обучающиеся и обучающие, образовательное пространство школы.

 


RESEARCH ACTIVITIES IN the EDUCATIONAL SPACE

of the municipal educational institution "secondary school №16" , GLAZOV UR
Voronchikhinа, E. A.
geography teacher of the municipal educational institution "secondary school №16" , Glazov, Udmurt Republic.
school16-glazov@yandex.ru

Abstract. The article presents a report on the design and teaching and research activities of students in the loop natural scientific disciplines, the necessity of formation of creative research potential identity of the modern student.
Keywords: project-based learning, educational research, learning and teaching, educational environment of the school.

 

 

            Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

           Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

          В государственных стандартах второго поколения фундаментальным ядром содержания общего образования являются универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       Новые образовательные технологии позволяют учащимся ориентироваться в пространстве, избирательно подходить к информации, уметь анализировать и синтезировать. Исследовательская деятельность - одна из технологий, которая в настоящее время получает широкое признание и практическое осуществление в средней школе [1].

       Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [4].

        Исследование, исследовательское поведение – это одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на изучение и познание этого мира. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности [2].

       Я, как учитель географии, несколько лет использую данную технологию в учебном процессе. Мной проводятся уроки-исследования, но чаще всего исследовательской деятельностью с учениками занимаюсь во внеурочное время.

        МБОУ «СШ №16» расположена на окраине города, где тесно соприкасаются друг с другом силы природы и факторы человеческой деятельности. А всё ли нам известно о нашей школе и прилегающей к ней территории?

Проводимые мной в 6-х классах уроки-экскурсии по изучению местности, проходили в окрестностях нашей школы, где расположен небольшой водоём. Ребят заинтересовал данный водоём, так как о нём ничего не было известно, и на карте Глазова он был отмечен без какого-либо названия.

       Летом 2004 года намечаются первые исследовательские работы по изучению водоёма. В основном ведётся наблюдение за водными обитателями. С лета 2005 года запланирована полевая практика продолжительностью одна неделя. В состав бригады вошли учащиеся разного возраста, которые заинтересованы в конечном результате. Измерительные работы и наблюдения вели с утра и до обеда. Полученные данные вносили в полевой дневник. По результатам исследований учащиеся выступали на школьной научно-практической конференции.

          Постепенно всё больше учеников и учителей включается в исследовательскую работу по водоёму. Изучением об обитателях озера занимается биолог школы Н.К. Евстафьева Измерительные работы о состоянии воды в озере ведёт учитель химии И.Ф. Арсланова Историей образования водоёма и его дальнейшей судьбой занимается учитель истории Р.Г. Сабрекова

       И так, исследование озера принимает комплексный характер. В школе организуется работа учителей – исследователей в рамках школьного методического объединения под руководством Ворончихиной Е.А. Учителя являются научными руководителями и совместно с учениками готовят выступления на ежегодную школьную научно-практическую конференцию. Далее с лучшими докладами ученики принимают участие в городских и региональных конференциях.

       Когда мы исследовали озеро, столкнулись с рядом проблем, одной из которых является отсутствие информации в печати о развитии Южного посёлка. Тогда мы расширили исследовательскую деятельность и стали изучать территорию микрорайона.

       Чтобы познакомить горожан с нашими исследовательскими наработками, решено создать сборник тезисов «Южный посёлок – известное и неизвестное рядом». Тут мы столкнулись с финансовыми проблемами. Издать сборник нам помог К.Ф Касимов – директор ОАО «Глазовские заводы». Он поддержал нашу идею и впредь желает с нами сотрудничать. Сборник является хорошим подспорьем для учащихся, которые видят результаты своей работы и могут с ними познакомить родных, друзей, сверстников. В 2013 году вышел в свет четвёртый выпуск сборника.

        Для более глубокого познания учениками исследовательских методов мной ведётся факультативный курс «Юный исследователь». Программа разработана на основе факультативного курса по технологии научно-исследовательской деятельности под редакцией Е.Б. Бияновой, руководителя городской творческой лаборатории по исследовательской деятельности. Нами издана рабочая тетрадь по технологии научно-исследовательской деятельности по географии. Рабочая тетрадь используется учениками на занятиях.

         На основе проведения летних полевых практик и исследовательской деятельности мной был разработан элективный курс для учащихся 9-х классов «Экология водоёмов». Темы уроков распределены от глобального изучения экосистемы к частному водному объекту родного края. Особенность занятий -  проблемный подход и самостоятельная деятельность учащихся. На заключительном занятии школьники защищают проект «Да или нет водоёмам в условиях городской среды». Изучение данного курса способствует формированию научного мировоззрения учащихся, пониманию взаимосвязи «человек и природа», важности проблем водных объектов и роли человека в их решении.

      С каждым годом в нашей школе увеличивается количество учащихся, которые включаются в проектную и исследовательскую деятельность. В 2012 году в школе создано научное общество учащихся, координатором которого является Е.А. Ворончихина, учитель географии. Качество исследовательских работ детей улучшается из года в год. Результатом являются выступления учащихся на региональном и Всероссийском уровнях. Ежегодно наши дети участвуют в научно-практической конференции школьников «Географические исследования и открытия» в городе Пермь. В 2013 году Онюшкин Николай, учащийся 9-А класса, принял участие во Всероссийском конкурсе «Чтения Вернадского» в городе Москва, где стал дипломантом первой степени, а Наговицына Елизавета, ученица 7-А класса,  выступала в городе Астрахань на Международном детском экологическом форуме «Зелёная планета 2013» и стала одной из победительниц.

       В нашей школе наряду с успешными учениками в проектной и исследовательской деятельности участвуют дети, занимающиеся в коррекционных классах. Они с большим увлечением включаются в работу и показывают высокие результаты своей деятельности.

       Итак, в школе №16 в настоящее время большая часть учащихся включена в проектную и исследовательскую деятельность. Дети с первого по одиннадцатый классы готовят проекты и участвуют в конкурсах и конференциях разного уровня.

        Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.

        С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

      Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и их интереса к предмету. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, нам представляется весьма важным аспектом методической работы в школе - формирование исследовательской культуры каждого ученика.

      Таким образом, формирование творческого исследовательского потенциала личности необходимо сегодня каждому человеку, а не только специалисту с высшим образованием, и формировать подобный стиль мышления необходимо как можно раньше. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся способствует становлению человека новой формации и компетентного специалиста.

Список литературы:

1.      Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М: Народное образование, 2001, 272 с./ Составитель – Обухов А.С.

2.      Школа технологии / Методические основы изучения и развития исследовательской деятельности. / Подьяков А.Н. – март 2006г.

3.      Южный посёлок – известное и неизвестное рядом. Сборник тезисов. Глазов: МУП «Редакция газеты «Красное знамя» 2009, 50 с. / Автор-составитель – Ворончихина Е.А.

4.      Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. / Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.

 


Библиографическая ссылка

Ворончихина Елена Анатольевна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МБОУ «СОШ №16» г. ГЛАЗОВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-36 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 408 | За неделю: 408 | Всего: 408


Комментарии (1)