Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
В статье анализируются педагогические условия духовно-нравственного развития школьников с использованием национально-регионального компонента на занятиях фортепиано в детских музыкальных школах Республики Коми.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на примере занятий по фортепиано в ДМШ Республики Коми)
Надеева, Т.А.
преподаватель детской музыкальной школы п. Краснозатонский
Аннотация. В статье анализируются педагогические условия духовно-нравственного развития школьников с использованием национально-регионального компонента на занятиях фортепиано в детских музыкальных школах Республики Коми.
SPIRITUAL and MORAL DEVELOPMENT of PUPILSIN the CONTEXTof the NATIONAL COMPONENT (forexample,training onpiano at themusic schoolof the Republic of Komi) Nadeeva, T.A. teacher of children's music schoolp.Krasnozatonskii year of Syktyvkar, Republic of Komi, Russia nadeeva53@yandex.ru
Abstract.The article analyzes thepedagogical conditionsof spiritual and moral developmentof pupilsusingthe national-regionalcomponentin the classroompianoin children's musical schoolsof the Republic of Komi. Keywords:Spiritual and moral development ofstudents , the national-regional componentof the educational program.
В государственных документах РФ (Закон «Об образовании в РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России», «Примерная программа социализации школьников») образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, который предполагает определенные способы обучения школьников в условиях культурного многообразия социума («поликультурное образование»). В государствах с многовековыми традициями совместного проживания разных народов, к которым относится Россия, приоритет в образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции учащихся в общенациональную культуру, формированию у них гражданской идентичности на основе родной культуры. С одной стороны, человек — носитель культурных ценностей, норм своей культурной общности, с другой — представитель общенациональной культуры. В этом состоит стратегия поликультурного образования в России, которая начала разрабатываться с середины 1990-х годов. В 1997 году прошла первая Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное образование: проблемы и перспективы». В соответствии с принятыми на конференции рекомендациями была разработана и опубликована в журнале «Педагогика» за 1999 год концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России.
Специфика российского подхода к современной социокультурной ситуации заключается в том, что поликультурность отражает стремление учитывать в содержании образования и образовательном процессе как зарубежные инновации, так и позитивные традиции интернационального и нравственного воспитания, сложившиеся в российской школе. Связь с межнациональной культурой означает ознакомление обучающихся с культурой других народов и принятие этих культур как элемента общечеловеческой культуры и имеющих равное право с другими культурами, с культурами своей нации. В «Концепции» подчеркивается, что необходимо воспитывать у учащихся интерес и уважение к другим народам, уважения к их специфике, осознания их вклада в мировую культуру.
Весьма важной традицией в российской школе является использование идей этнопедагогики в национальных республиках РФ. Этнос, его потенциал — важное средство воспитания, которое играет особую роль в XXI веке. Недооценка роли этнической культуры приводит нередко к социальной напряженности. Поэтому, в развитии каждого человека достояние других культур нужно использовать для полной реализации его способностей, т. е. обогатить собственный культурный потенциал ценностями другой культуры. И «не только представителям культурных меньшинств следует изучать доминирующую в обществе культуру, но и носителям доминирующей культуры важно знакомиться с культурным достоянием других культур, так как это позволяет им лучше узнать свою культуру, оценить ее достоинства и недостатки, обогатить свой культурный потенциал ценностями другой культуры, что создает благоприятную атмосферу для содружества и сотворчества носителей разных культур» [1, с.57].
В последние десятилетия во всем мире заметно усилился интерес к вопросам музыкального воспитания детей и молодежи. Это объясняется прежде всего возрастанием в современных условиях воздействия музыки на формирование эстетических и нравственных идеалов молодежи, на ее социальное поведение. Повсеместное распространение музыки и ее абсолютная доступность в век НТР, «чрезмерное увлечение молодежи сугубо развлекательным искусством, …, создали опасность забвения лучших культурных традиций, ослабления интереса к фольклору и классике и даже утраты способности по-настоящему вслушиваться в музыку. Создание эстрадных кумиров, многомиллионное тиражирование дисков и кассет с развлекательной музыкой является выгодным бизнесом, ради которого приносятся в жертву нравственные и эстетические идеалы» [2, с. 24]. Настоятельная необходимость в обмене взглядами, теориями и достижениями практической педагогики в области музыкального воспитания, а также в объединении педагогических усилий музыкантов разных стран привели к созданию в 1953 году при ЮНЕСКО Международного общества по музыкальному воспитанию — ИСМЕ. Цель общества, как записано в его уставе — поощрять и стимулировать музыкальное воспитание и образование во всем мире, и как составную часть общего образования и общественной жизни и как профессию. ИСМЕ рассматривает это воспитание как могучее орудие нравственного, интеллектуального и эмоционального развития человеческой личности и использует музыкальное искусство как средство связи между народами, способное укрепить взаимопонимание и дружбу между ними.
Каждый четный год в одной из стран — национальных членов ИСМЕ — проводятся конференции, которые знакомят музыкальную общественность с наиболее интересными теориями музыкального воспитания и образования и демонстрируют конкретные виды музыкально-педагогической работы и их результаты.
Подчеркнем, что всякая социальная деятельность требует систематизации и научного управления. Проблеме систематизации музыкально-воспитательного процесса ученые уделяют довольно много внимания. Системами музыкального воспитания также принято называть концепции отдельных ученых, основу которых обычно составляет разработанная ими оригинальная методика организованного приобщения детей к музыке. Так, большую популярность получили музыкально-воспитательные системы, созданные композиторами и педагогами Д. Кабалевским, Э. Жан-Далькрозом, З. Кодаи, К. Орфом, С Судзуки, П. Ван-Хауве и др.
Следует отметить, что сегодня этап бурного освоения опыта других культур закономерно переходит в стадию совершенствования процесса обучения путем нахождения органичного синтеза методов обучения. Единая система образования, в свою очередь, гибко адаптируется к национальным традициям, музыкальному мышлению. Тем самым образование становится одной из форм сохранения и развития национальной культуры [3]. Эти качественные сдвиги в современном музыкальном образовании создали предпосылки для взаимообогащения национальных культур и систем воспитания музыкантов.
Принято считать, что сознательное руководство музыкально-воспитательной деятельностью приходится преимущественно на ранний этап индивидуального развития человека, однако процесс музыкально-эстетического воспитания в последнее время идет по пути «омолаживания»[4].
Действительно, если раньше основные музыкально-воспитательные задачи решались, главным образом, на базе школьной программы, то сейчас все большее внимание уделяется дошкольному музыкальному воспитанию, начинающемуся буквально с яслей. Новейшие данные психологии показывают, что «требования раннего всеобщего музыкального воспитания — самые естественные и глубоко соответствующие закономерностям интеллектуального и психического развития личности» [5, с. 30]. Основа музыкальности нуждается в развитии и развивается до того, как вступает в силу процесс интеллектуального развития.
Большое влияние на совершенствование и обновление теории и практики музыкального воспитания в разных странах оказало изучение одной из прогрессивных концепций музыкального воспитания, разработанной Золтаном Кодаи (Венгрия), классиком современной венгерской музыки, фольклористом, музыковедом, педагогом. Уже в 20-е годы XX века З. Кодаи начал свою деятельность в области детского музыкального воспитания. Система З. Кодаи основывается на принципе всеобщности детского музыкального воспитания. Весь процесс строится на народно-песенном музыкальном материале.
Вполне закономерно, что эта система З. Кодаи способна приобщаться к различным музыкальным культурам. Она получила широкое распространение и в нашей стране, прежде проникнув в Эстонию, где была разработана Хейко Камосте и его учениками.
У истоков этой системы в «открыл для себя» венгерский крестьянский фольклор, в основе которого лежат типические элементы пентатонных структур древнейших песенных пластов. Изучение фольклора явилось творческим импульсом для развития стиля Бартока. Ни у одного из композиторов-современников народные мотивы в фортепианной музыке не звучали столь настойчиво и в форме столь непосредственной как у Бартока. Бела Барток всю жизнь занимался педагогической деятельностью и без малого 30 лет был профессором фортепианного класса Будапештской Академии музыки. В русле обновления современной музыкальной культуры на основе творческой разработки богатств народного искусства находятся многочисленные произведения для детей, венцом которых явилось монументальное собрание фортепианных пьес «Микрокосмос» (шесть тетрадей, включающих 153 пьесы), в которых он разработал целую систему воспитания музыканта нового типа, направленную на формирование у детей современного, всесторонне развитого мышления. Б. Барток решительно порывает с традиционной системой воспитания слуха в рамках одной лишь мажорно-минорной системы (есть у него пьесы в дорийском, фригийском, лидийском, миксолидийском, пентатонном, хроматическом, целотонном и др. ладах). «Микрокосмос» являет собой уникальную в фортепианной литературе антологию творчества композитора в одном жанре[6].
В результате многолетней работы в качестве преподавателя фортепиано в начальном звене музыкального образования Республики Коми и на основе анализа индивидуальных репертуарных планов учащихся фортепианного отделения ДМШ п. Краснозатонский, нами был сделан вывод о том, что сегодня нарушается важный принцип обучения, а именно музыкальная школа теряет связь с действительностью. В программе нарушается баланс между использованием классических произведений и произведений современности. Если с первых уроков ребенок не слышит современной музыки, не играет ее, не ощущает связи с национальными корнями (фольклором, национальной музыкой), то в более старшем возрасте такой ученик просто откажется эту музыку исполнять. Воспитание только на одних стереотипах, а именно, только на стереотипах классической музыки, пагубно отражается на развитии учащихся. Это нисколько не умаляет значения классической музыки, ее огромную роль в воспитании детей. Вопрос о содержании музыкального образования в ДМШ Республики Коми стоит очень остро. В музыкальных школах нашей республики единицы энтузиастов занимаются пропагандой национального музыкального искусства, в том числе очень редко в своей практике педагоги используют современную музыку и произведения финно-угорских композиторов. К сожалению не пользуются популярностью пьесы Белы Бартока, одного из основоположников системы музыкального образования XX века (Венгрия).
В данном контексте музыкальный фольклор представляет широчайшие возможности для разностороннего воспитания учеников разных национальностей на народном материале. Назрела необходимость создания учебного пособия, учитывающего современные тенденции развития музыкального образования в контексте национальной культуры, духовно-нравственного воспитания в Республике Коми. Нами готовится к изданию сборник «Первые шаги в финно-угорский мир», в котором мы попытались собрать примеры из педагогического репертуара для начинающих игре на фортепиано, где цитируется или используется финно-угорский фольклор (финский, венгерский, удмуртский, мордовский, карельский, эстонский, коми и др.). Это не только народные песни и произведения финно-угорских композиторов, но и композиторов не финно-угров, но использующих в своих произведениях народные темы этих народов. Пьесы расположены по принципу усложнения: от одноголосных песен до произведений крупной формы, а также ансамблей. Мы широко используем материал сборника в своей работе с учащимися, начиная с первых уроков и до окончания срока обучения.
Таким образом, современная методика преподавания музыки должна соответствовать духу своего времени. Используя фольклор (коми фольклор, фольклор других финно-угорских народов, а также произведения коми композиторов, особенно использующих богатства коми и финно-угорской народной музыки), не нарушая баланс между классикой и современной музыкой можно достичь в педагогике больших результатов. Постепенно дети научатся понимать, что народная культура — это не только дань современной «модной» тенденции или «музейная ценность», а современная живущая традиция.
Список литературы
1. Супрунова Л.Л. Традиции и инновации в поликультурном образовании.- Сб. научных трудов. Прага, 2003.
2. Леонтьева О.Т. Карл Орф. - М.: Музыка, 1984.
3. Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства. Сб. научных трудов. Ташкент. Мин-во высш. и средн. спец. обр-я. -1985.
5. Энтэлис Л.А. Силуэты композиторов XX века. - Л., Музыка, 1975.
6. Музыкальное воспитание в странах социализма/ сб. статей / Сост. и ред. Островский А.Л. - Л., Музыка, 1975.
Библиографическая ссылка
Надеева, Т.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (на примере занятий по фортепиано в ДМШ Республики Коми) // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-37 (дата обращения:
07.06.2025).