Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
О РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сафонова Татьяна Витальевна, Завалина М.Ю. 1

1. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Резюме:

В условиях модернизации образовательных систем ведущей становится та сфера духовной жизни общества, в которой воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный народами. В связи с этим возрастает интерес к проблемам национального образования.


О РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сафонова Т.В.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко», г. Глазов.

Завалина М.Ю.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко», г. Глазов.

 

Аннотация В условиях модернизации образовательных систем ведущей становится та сфера духовной жизни общества, в которой воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный народами. В связи с этим возрастает интерес к проблемам национального образования.

Ключевые слова: проблемы национального образования, национальное образование; формирование национального самосознания.

 

ABOUT NATIONAL DEVELOPMENT ORIENTED EDUCATION
Safonova T.V.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy FGBOU VPO "GGPI them. V. G. Korolenko, Glazov.
Zavalinа M. Y.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy of FSBEI HPE ggpi them. V. G. Korolenko, Glazov.

 

Abstract In modern conditions of modernization of the educational system a certain value is represented by generalization of experience of development of systems of national education. Today education becomes the sphere of the spiritual life of a society, in which a nation is reproduced where social and ethnocultural experience is transferred from generation to generation.

Index term: Ethnonatiaonal problems of modern education, systems of national education

 

 

Актуальность заявленной темы, с одной стороны, определяется тем, что осмысление и освоение социально-исторического опыта, уникального этнокультурного наследия, традиций и обычаев, сохранение и укрепление национального своеобразия и самобытности своего народа на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей являются сегодня важнейшими задачами общества и системы образования. Об этом свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика в нашей стране и за рубежом. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит восстановить связь времен, возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание. В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» говориться о том, что необходимо формировать идентичность гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей [1].

С другой стороны, актуальность во многом определяется тем, что федеральные государственные образовательные стандарты по новому расставляют акценты в образовании, центрируют наше внимание на компетентностной парадигме, включая в поле компетенций способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды. Тем самым провозглашается единство образовательного и культурного пространства страны при содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. Данное обстоятельство формирует особый социальный заказ к образованию и обязывает современные системы образования реформировать образовательную среду, содержание, педагогический процесс, искать наиболее оптимальные пути и средства совершенствования процесса профессиональной подготовки учителей.  Становится очевидной важность разработки новых подходов к формированию у будущих учителей богатого профессионально-личностного и творческого потенциала, позволяющего реализовывать воспитательные возможности этнокультурного наследия в работе со школьниками. Очевидно, что содержание образования сегодня должно быть этнофункционально согласованно с традиционной культурой региона рождения и проживания человека. Ведущей идеей является положение о том, что оптимальная степень этнокультурной идентичности достигается тогда, когда индивид, наряду с приобщением к общекультурным традициям, «включается» в родную культуру, усваивает присущие ей традиции мировоззрения, мироощущения, мирочувствования и миропонимания (менталитет народа). В связи с этим целью реформирования национально ориентированного образования должна рассматриваться в контексте совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей через овладение этнокультурными традициями в условиях глобализации и этнодифференциации. Со всей очевидностью обозначилась значимая научно-педагогическая проблема, вызванная объективной необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей, значимостью обеспечения педагогических условий для организации дидактического процесса в таком контексте. «Воспитание, если оно не хочет стать бессильным, должно быть народным…», – писал К.Д. Ушинский [4, с. 67]. Подлинная школа неотрывна от национальной почвы. Она передает, хранит и формирует национальную культуру. «Диалог культур» в образовании – действенное условие и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений. Наша новая школа должна учитывать богатый отечественный историко-педагогический опыт и выполнять духовно-нравственную миссию как особый культурно-образовательный институт.

В процессе становления и развития национального образования в нашей стране наиболее значимым является период, когда происходили кардинальные изменения в содержании, методах и способах организации образовательных систем под воздействием преобразований политического, экономического и социально-культурного характера в конце ХХ – начале ХХI в. Исследование процесса развития образования в национальных республиках (Татарстан, Башкортостан, Мари Эл, Мордовская республика, Удмуртская республика) позволило установить, что национальные ориентиры в образовании по новому проявились во время «перестройки» (80 – 90-е гг. ХХ в.). Породил много противоречий этап модернизации национальных образовательных систем (начало ХХI в.) [2, 3]. Для каждого этапа характерны ведущие парадигмальные изменения в национальном образовании, общими для всех этапов стали: создание системы обучения на родном языке, разработка учебников, подготовка национальных педагогических кадров, создание национальных образовательных учреждений, разработка ведущих тенденций образовательной деятельности, внедрение национально-регионального компонента и др. Однако на всех этапах приоритетным являлась подготовка педагогических кадров для национальной школы и разработка содержания национального образования.

В контексте профессионально-педагогической подготовки кадров для национального образования интересен и полезен современный опыт Татарстана. Здесь разрабатываются теоретические концепции национального образования на основе культурных традиций татарского народа (З.Г.Нигматов, Ф.Ш.Салитова, Я.И.Ханбиков, Ф.Г.Ялалов и др.). Большое внимание подготовке национальных педагогических кадров уделяется в КГУ (Казанский (Приволжский) федеральный университет). В Казанском государственном педагогическом университете готовят специалистов по новым специальностям: «Учитель татарского языка и иностранного языка», «Учитель немецкого языка для татарских школ», «Учитель татарского языка, литературы и восточных языков». Подготовка педагогических кадров позволила систематизировать, функционально обеспечить процесс возрождения национальной школы в республике. Конец 90-х годов ХХ в. – нач. ХХI в. стал периодом создания методологии и идеологии возрождения национального образования [6]. Одним из важнейших условий становления национальной школы является ее содержательное обеспечение. Появились такие учебные предметы и факультативные курсы, как «История Татарстана и татарского народа», «География Татарстана», «Культура татарского народа», «История религий», «Этнопедагогика» и др.

Отметим, что в школах республики образовательная область «Искусство» представлена новыми курсами на выбор: «Культура татарского народа», «Художественная культура Татарстана», «Национальная культура», «Культура и религия», «Мусульманская культура», «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», «История развития татарской живописи» и другими. В программу по музыке на всех этапах обучения во многих школах, в том числе русскоязычных, включены разделы «Музыка татарских композиторов», «Народная татарская песня», «Народные татарские музыкальные инструменты» и т.д. На школьном уровне разработаны и ведутся такие факультативные и специальные курсы, как «Татарский и русский фольклор», «Танцевальное творчество народов Поволжья», «Прикладные музыкальные инструменты», «Татарское народное музыкальное творчество», «История татарского театра», «Татарское народное творчество и народные промыслы», «Традиции и обычаи татарской семьи» и многие другие. После принятия Закона о государственных языках в Татарстане введено обязательное изучение татарского языка и литературы во всех классах всех типов учебных заведений. Но наряду с этим расширяется сеть школ с обучением на других национальных языках. Сегодня в 118 школах дети обучаются на чувашском, в 35 – на удмуртском, в 21 – на марийском, в двух – на мордовском языках. В Набережных Челнах работают воскресные школы армянского, грузинского, азербайджанского, украинского, немецкого, башкирского, чувашского и марийского языков [2]. Создание национально-территориальной системы образования в Республике Татарстан предполагает обеспечение условий для сохранения самобытности и развития каждой нации на основе ее исторического прошлого, экономических, культурных, этнических и других традиций. Анализ развития систем национального образования в ряде республик позволяет сделать следующие выводы:

1. Становление  и развитие  национального  образования в исследуемый период (конец ХХ – начало ХХI в.) характеризуется некоторыми общими тенденциями: изменения в целях, содержании, способах и средствах национального образования жестко детерминированы сменой идеологических концепций развития страны и напрямую обусловлены государственной политикой; социальный заказ к образованию идет не от общества, а от государственных органов, что обеспечивает централизацию всех шагов в реформировании образовательных систем.

2. Финно-угорские республики проявляют большую толерантность в реформировании и модернизации образовательных систем к государственному заказу, что, скорее всего, обусловлено этнопсихологическими особенностями этносов, адаптированных в русскоязычное пространство. Республики с преобладанием тюркского населения, доминированием исламской культуры более настойчивы в отстаивании национального характера образования, ратуют за самостоятельность и право самим определять концепции образовательной деятельности. Эти две парадигмы развития национальных образовательных систем являются исторически сложившимися, обусловлены социокультурными особенностями развития нашего государства.

Проблемы, связанные с инновационными процессами, широки и многогранны, но на первое место выступает вопрос о судьбе регионального образовательного компонента. При доминанте федерального компонента стандартов нового поколения присутствует опасность снизить значимость регионального заказа к образованию. Между тем учет региональных аспектов с точки зрения ценностных ориентиров играет важную роль в воспитании современной молодежи. Попытаемся подтвердить этот тезис на примере конкретного региона - Удмуртской Республики.

В создавшихся обстоятельствах возникает необходимость в выявлении отношения современной молодежи к межнациональному общению, многонациональной культуре. Представим некоторые итоги проведенного исследования, которые вывели на понимание того, что для молодого поколения проблемы, связанные с родным языком, национальной культурой, межнациональным общением достаточно чувствительны и имеют определенную значимость. В опросах и анкетировании принимали учащиеся образовательных учреждений г. Глазова в возрасте 17-20 лет, общей численностью 500 человек. По результатам опроса лишь 10 % дали положительный ответ на вопрос: «Являетесь ли Вы членом какого-либо национального объединения, организации, движения?», немногим больше (15 %) молодых людей состоят в общественных молодежных организациях. Таким образом, большинство представителей молодого поколения города не вовлечено в деятельность общественных организаций. Можно ли говорить в данном случае о пассивной гражданской позиции или следует сделать несколько иные умозаключения? Определиться с выводом помогает ответ на вопрос: «Хотели бы вы участвовать в молодежных или национальных объединениях?». До 30 % опрошенных хотели бы быть участниками национальных объединений, и почти 50 % - молодежных. Таким образом, проафишировано желание принимать участие в деятельности молодежных общественных организаций, меньшее предпочтение отдается участию в национальном общественном движении. По крайней мере, треть всех опрошенных имеет желание принимать активное участие в общественной жизни. Но имеет ли она такие возможности? Отвечая на вопрос: «Какие молодежные и национальные объединения г. Глазова и Удмуртской Республики вы знаете?» респонденты продемонстрировали слабое знание существующих в республике общественных молодежных организаций, хотя некоторые называли такие национальные и общественные объединения, как «Родники», «Шунды», «Инвожо», «Удмурт кенеш», и др. Между тем участники опроса достаточно четко высказали свою позицию по определению смысла и предназначения национальных молодежных объединений. Суммарно ответы можно сгруппировать по следующим функциональным задачам: национальные объединения нужны для консолидации этноса по интересам и его защиты; благодаря им можно больше узнать о национальных особенностях, традициях, языке и т.д.; необходимо развивать национальное самосознание; национальные объединения нужны для сохранения, поддержания и изучения культуры и языка этноса; они нужны для ликвидации межнациональных конфликтов, межнационального противостояния; для представления нашей страны на международных форумах.

Национально ориентированное образование основывается на усвоении национальной культуры, родного языка, что включает духовные ценности, историю, народный фольклор. Одним из таких средств в обучении студентов педагогического вуза, по нашему мнению, может служить использование народных сказок изучаемых языков. При исследовании проблем взаимоотношения народного фольклора и языка, при сопоставлении народных сказок разных народов выявляются древнейшие представления о мире, которые значительно влияют на формирование национального менталитета. Именно народная сказка, являясь универсальным средством передачи представлений об окружающем мире и о самом индивиде, носителе данного языка, выражает морально-этические ценности народа. Использование сказок важно не только для понимания прошлого народа, но и для изучения своеобразного национального менталитета и понимания национального характера.

Удмуртский фольклор интересен тем, что в силу ряда природных и исторических обстоятельств удмуртам довольно долгое время удавалось сохранять свою культуру, традиционное мировоззрение в относительной неприкосновенности. Приобщение к этому наследию мы практикуем через изучение народных сказок на занятиях по иностранному языку, через диалог культур, в котором раскрываются лингво-культурологические характеристики изучаемых народных сказок.

Удмуртские сказки заинтересовали многих исследователей и ученых уже в конце XIX века. Н.Г.Первухин замечает, что «…у вотяков редко старые люди рассказывают сказки молодежи, как это бывает у русских. Мать и отец рассказывают сказки своим маленьким детям только до тех пор, пока сами не особенно состарились, но дед и бабка будут внукам охотно говорить о старине, а рассказывать сказку, вымысел считают для себя уже неприличным» [3, с.21].

Значительный вклад в изучение удмуртских сказок внесли венгерские и финские ученые. Венгерский финно-угровед Б. Мункачи удмуртские народные сказки представляет сразу на двух языках: удмуртские тексты даны в латинской транскрипции и параллельно идёт немецкий перевод всех сказок. Данный материал используется нами на занятиях по немецкому языку. В процессе изучения удмуртских народных сказок раскрывается возможность изучения сразу двух языков: родного языка – удмуртского и иностранного – немецкого.

Использование удмуртских народных сказок при подготовке будущих учителей иностранного языка способствует, с одной стороны, глубокому пониманию национальной специфики и сохранению родной культуры, а с другой стороны, позволяет значительно повысить уровень владения языком и качество профессиональной подготовки. Изучение народных сказок формирует у обучающихся умение видеть своеобразную структуру и сюжет сказочных текстов различных языков, особенности сказочного повествования и типичных национальных персонажей. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет заключить, что народная сказка обладает национальным своеобразием, отражает исторический опыт, традиции и обычаи, выражает и формирует национальный менталитет и самосознание. 

Подводя итог разноплановому освещению вопросов национально-ориентированного образования отметим, что, заботясь о судьбе подрастающих поколений, мы должны дать молодежи высокие морально-нравственные ориентиры, прочную духовную опору, используя богатое народное наследие. Поэтому сегодня, как никогда, необходима эффективная государственная политика в сфере национального образования. Нельзя допустить вырождения национальных традиций, необходимо стремиться к их возрождению.

Литература^

1.         Данилюк, А.Я.  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2009. – 94 с.

2.         Гайфуллин, В.Г. Национальное образование в Республике Татарстан/ В.Г.Гайфуллин // http://edu.ksu.ru/russian/note/pedagogicedu/id=59/

3.         Первухин, Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 4: Следы языческой древности в образцах устной народной поэзии вотяков / Н.Г.Первухин. - Вятка: изд. Губерн. стат. ком., 1889. - [2], 84 с.

4.         Сафонова, Т.В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: монография / Т.В.Сафонова. – Глазов: ГГПИ, 2005. – 324 с.

5.         Сафонова, Т.В. Национально-региональные особенности развития образования в Удмуртской Республике: монография / Т.В.Сафонова. – Глазов: ГГПИ, 2006. –127 с.

6.         Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д.Ушинский; сост. С.Ф.Егоров. – М: Педагогика, 1998. – С. 475.

7.         Харисов, Ф.Ф. Национальная школа: пути развития / Ф.Ф.Харисов // Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 70 – 73.

 

 

 


Библиографическая ссылка

Сафонова Татьяна Витальевна, Завалина М.Ю. О РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-42 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 394 | За неделю: 394 | Всего: 394


Комментарии (1)