Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кондакова, Е. А. 1

1. МБОУ ДОД «ЦДТ», г. Ижевск.

Резюме:

В данной статье представлен опыт по организации взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ в рамках реализации краеведческой деятельности. Такое взаимодействие способствует: духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за свою "малую Родину", чувства уважения к разным народам; самовыражению учащихся через активную поисковую творческую деятельность.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кондакова, Е.А.

методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ», г. Ижевск.

Аннотация: В данной статье представлен опыт по организации взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ в рамках реализации краеведческой деятельности. Такое взаимодействие способствует: духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за свою "малую Родину", чувства уважения к разным народам; самовыражению учащихся через активную поисковую творческую деятельность.

Ключевые слова: краеведческая деятельность, младший школьный возраст, программа

e-mail: cdt.lend@mail.ru

 


THE ORGANIZATION OF THE PROGRAMME REGIONAL ACTIVITY "MY HOME TOWN" WITH THE STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE
Kondakov, A. E.
trainer, teacher of additional education MBTI "CST", Izhevsk.
Abstract: this article presents the experience of the organization of interaction of institutions of additional education and secondary schools in the framework of the implementation of regional activities. This interaction contributes to: spiritually-moral education of students; the development of Patriotic feelings, feelings of pride for their land, a sense of respect for different peoples; the expression of students through active exploration of creative activity.
Keywords: local history activities, primary school age program
e-mail: cdt.lend@mail.ru

 

 

«Все начинается с детства…» - это не просто крылатая фраза. Какое будущее будет у ребенка и общества в целом зависит от воспитания и образования, полученного им в семье, в школе.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране» [1]. Поэтому, изучать историю и культуру своей семьи, своей малой Родины необходимо начинать с детства, тем самым мы формируем у школьников интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальная активность.

Для развития краеведческой деятельности в районе в МБОУ ДОД «Центре детского творчества» была разработана программа деятельности «Моя малая Родина», основные задачи которой

·              организация обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;

·              поиск и апробация инновационных форм работы с учащимися школ района;

·              активизация интереса учащихся к изучению своего родного края через поисково-исследовательскую работу;

·              создание оптимальных условий для самовыражения и реализации творческого потенциала учащихся.

В рамках данной программы свою деятельность осуществляют 6 школ Ленинского района города Ижевска, где обучаются 90 учащихся младшего школьного возраста.

Для достижения поставленных задач краеведческая детальность осуществлялась в несколько этапов:

1 этап – подготовительный.

       На данном этапе был проведен сбор информации о деятельности краеведческих объединений в районе, работающих на базе школ, была разработана дополнительная общеразвивающей программы «Юные краеведы», разработан план районных мероприятий для учащихся и педагогов дополнительного образования.

2 этап – организационно-деятельностный.

Проведенное среди краеведческих объединений анкетирование показало, что учащиеся, зная историю России, очень мало знают о своей «малой Родине», историю своего родного города, знаменитых земляков. При этом очень большой процент учащихся, у которых выражено негативное отношение к другим народам, нациям. С учетом этого, программа краеведческой деятельности была реализована через следующие проекты:

·              «По страницам истории города Ижевска»;

·              «Этнография народов Удмуртии».

Каждый учебный год начинался с традиционного мероприятия – туристско-краеведческая игра «Будем знакомы», которое являлось стартовым, и где происходило знакомство всех участников программы.

В течение всего учебного года, занимаясь по дополнительной общеразвивающей программе «Юные краеведы», учащиеся участвовали в районных мероприятиях, реализуемых в рамках проектов:

·              проект «По страницам истории города Ижевска». История каждого города по-своему уникальна. Имея много общего с другими городами, каждый из них носит свои специфические черты. В рамках проекта изучается история улиц, отдельных предприятий, памятников, культурных учреждений. Для учащихся были проведены экскурсии «По страницам истории города Ижевска», краеведческая интеллектуальная игра «Мой город Ижевск», конкурсы творческих и исследовательских работ «Мой Ленинский район», конкурс презентаций «Удивительные памятники Ижевска», выездные сборы «История одного города…» и т.д.

·              проект «Этнография народов Удмуртии» по изучению материальной и духовной культуры народов, проживающих на территории Удмуртии, их быту и хозяйственной деятельности. Основные мероприятия по проекту – экскурсии, краеведческие сборы по изучению культуры удмуртского, русского и татарского народов, участие в фестивале «Дружбы народов», уроки «Толерантности».

Итогом работы по проектам стала подготовка и защита исследовательских работ на районной научно-практической конференции «К вершинам науки».

3 этап – заключительный (аналитический).

       Подведение итогов и анализ работы по программе. Выпуск методических материалов для педагогов дополнительного образования «Сборник занятий по программе «Юный краевед», «Как провести исследовательскую работу с учащимися младшего школьного возраста по краеведению».

Реализация данной программы позволила систематизировать и расширить представления учащихся о своем родном крае, вызвать интерес к культуре своего народа и др. народов, проживающих на его территории, проявить уважительное и доброжелательное отношение к разным народам, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.

В заключении хочется сказать словами Д.С. Лихачева: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего» [1].

 

Список литературы:

1.    Лихачёв Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000.- С.159-173.

2.    В. И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

3.     В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

4.    Н. М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

5.    Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

6.    Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

7.    В. А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

8.     В. Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.

9.    Б. Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.

10.    В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.

11.    О. С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.

12.    В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.

13.    Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.

14.    Т., Кедрина. Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г

15.    М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.

16.     Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962. В. Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999. Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.


Библиографическая ссылка

Кондакова, Е. А. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-44 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 366 | За неделю: 366 | Всего: 366


Комментарии (0)