Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Коновалова Оксана Викторовна 1

1. МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Ижевск.

Резюме:

: В статье описана система практической деятельности в учреждении дополнительного образования по формированию гражданской компетенции у старших школьников, которая реализуется уже на протяжении 10 лет в городе Ижевске Ленинского района. В основе педагогической работы лежит дополнительная общеразвивающая программа «Права человека». Обучение по программе опирается на личностно-ориентированный подход. Образовательная деятельность с подростками строится с помощью активных форм и методов.


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коновалова Оксана Викторовна

методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Ижевск.

Аннотация: В статье описана система практической деятельности в учреждении дополнительного образования по формированию гражданской компетенции у старших школьников, которая реализуется уже на протяжении 10 лет в городе Ижевске Ленинского района. В основе педагогической работы лежит дополнительная общеразвивающая программа «Права человека». Обучение по программе опирается на личностно-ориентированный подход. Образовательная деятельность с подростками строится с помощью активных форм и методов.

Ключевые слова: гражданская компетенция, старшие школьники, учреждение дополнительного образования

e-mail: cdt.lend@mail.ru


THE SYSTEM WORKS ON THE FORMATION OF CIVIC COMPETENCE OF THE PUPILS IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION
Konovalovа Oksana Viktorovna
teacher of additional education MBTI "CST", Izhevsk.
Abstract: this article describes a system of practical activities in the institution of additional education on the formation of civic competence among older students, which is implemented for the past 10 years in the city of Izhevsk, Lenin district. The basis of pedagogical work is more observada program "human Rights". The training program is based on a learner-centered approach. Educational activities with adolescents is built using active forms and methods.
Keywords: civil competence, older students, the institution of additional education
e-mail: cdt.lend@mail.ru

 

 

Большое развитие в течение последних лет получило гражданское образование.

В городе Ижевске на базе образовательных учреждений, уже на протяжении 10 лет, действует движение правовых отрядов. Правовой отряд –  это добровольное объединение учащихся (чаще всего это старшеклассники), основанное на интересе у детей к углубленному изучению права, к активному участию и организации различных мероприятий правового направления. Правовые отряды в образовательных учреждениях организуются на базах классов, а так же как  разновозрастные объединения. Они могут работать самостоятельно и в составе органа ученического самоуправления. Руководит и организует деятельность – педагог – руководитель правового отряда.

Основная идея работы педагога заключается в организации активных форм деятельности и использование проектно-исследовательских методов обучения, основываясь на принципах гражданского образования: создание условий для формирования у старшеклассников общегуманитарного мировоззрения, основанного на уважении прав человека, развития лидерских качеств, гражданского самосознания. Самым главным, самым сложным, при достижении данной идеи является переход детей от роли пассивных слушателей к роли активных полноправных участников образовательного процесса, не просто получающих правовые знания, но и формирующих практические навыки правового поведения и разрешения конфликтов. С помощью организации социальной практической деятельности у учащихся решается данная проблема, которая способствует развитию активности, самостоятельности, независимости, ответственности за свой выбор, а через профессиональные пробы - самоопределение.

С учетом возрастных особенностей старшеклассников происходит выбор педагогом направлений педагогической деятельности, подбор педагогических технологий. Это ставит перед педагогом проблему освоения основ личностно-ориентированного обучения, так как основой образовательного процесса становятся индивидуальность, самобытность ребенка, его субъектный (то есть лично накопленный) опыт, через призму которого и воспринимается все происходящее. «Особенности возрастного развития старшеклассников связанны с поиском собственной идентичности, на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, формированием мировоззрения и самоопределением. Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям» [1].

Работа педагогов основана на образовательной программе «Права человека», в которой объединены 3 направления деятельности: гражданское образование, воспитание лидера и профориентационная деятельность. Срок реализации программы 3 года.

В связи со спецификой программы, ее целями и задачами, происходит выбор и  применение методов обучения, фигурирующих в психолого-педагогической литературе под разными названиями: активные методы обучения, интерактивные методы, игровые методы обучения, IT-технологии.

           Формы организации занятий так же различны: диалог, дискуссия,  игра, работа в группах, изучение нормативных документов, беседа и т.д.

Для реализации образовательной программы правовой направленности недостаточно иметь ресурсы только дополнительного образования, поэтому используется сетевая форма ее реализации. Малоэффективно на занятиях только знакомиться с законодательной базой, основами права, также необходимо знать механизмы обеспечения и защиты прав. Обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение, выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов – это задачи полиции. На протяжении 10-ти лет происходит тесное сотрудничество с Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике. Для ребят проводятся встречи с руководством Министерства внутренних дел, встречи с сотрудниками различных подразделений, экскурсии в подразделения МВД. Старшеклассники могут увидеть условия работы сотрудников полиции, узнать требования к полицейским той или иной специальности, условия обучения и т.д. Кроме того, через профессиональные пробы ребята могут на практике испытать свои силы. Для более глубокого усвоения знаний и формирования практических компетенций мы сотрудничаем с Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ижевска, пермской городской общественной организацией «Центр гражданского образования и прав человека». Результатом этой деятельности является то, что почти 40% выпускников правовых отрядов получают профессию по данному профилю. Вот, что пишут выпускники детского объединения правового профиля «Еще учениками школы мы, совсем случайно, узнали о существовании правового отряда «ЦДТ» Ленинского района. Кто-то из нас пошел туда впервые по своей личной инициативе, а кого-то заставили учителя, а кто-то и вовсе пришел в «ЦДТ» для того, чтобы очередной раз прогулять урок химии. Но самое главное, это то, что никто из нас в дальнейшем не пожалел о том, что вступил в правовой отряд «Лидер». После окончания школы многие из нас поступили именно на юридический факультет. И этот выбор не случаен! Нам захотелось стать настоящими защитниками своей страны, бороться с преступностью и беззаконием».

С помощью теоретических занятий невозможно сформировать правопослушного гражданина, уважающего законы государства, нравственные и моральные традиции общества, поэтому в программу включены различные практические мероприятия, с помощью которых развивается активность, ответственность, самостоятельность, самосознание, активная гражданская позиция. Акцент ставится на создание и реализацию самими ребятами проектов правовой и социальной направленности. Развивая данные качества, идет подготовка ребят, готовых к творческой и организаторской деятельности, защите своих интересов и интересов других, происходит стимулирование появления новых активистов - лидеров детского гражданско-правового движения.

Кроме этого в школе ребята проводят исследования: «Знаешь ли ты устав школы?», «Демократический уклад школьной жизни», «Температура прав человека в школе» и др. На основе данных исследований складывается определенная картина, анализируя которую и выявляются проблемы, с которыми в последующем  работает отряд.

В результате реализации образовательной программы и социальной деятельности происходит наиболее интенсивное развитие личности подростка, позволяющее решать основные задачи возраста: формирование «Я-концепции», мировоззрения, активной гражданской позиции, устанавливать новые способы социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, определятся в профессиональном выборе – то есть происходит формирование гражданской компетенции.

 

Список литературы:

1.Алиева,С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17  20. 

2.      Аманбаева, Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях [Текст] / Л.И. Аманбаева дис... д-ра пед. наук. –Якутск, 2002. –с.

3.       Байденко, В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы [Текст] // В.И. Байденко Высшее образование сегодня. - М. : 2004. № 2 –С. 65-68. 4. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст] / А.В. Беляев Дис... д-ра пед. наук. –Ставрополь, 2007. с.5.

4.      Богомаз, М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru  6. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003.

6. Борисова, Ю.Г. Становление гражданской компетентности школьников: по материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» / Ю. Г. Борисова. [Электронный ресурс] - Омск: ОмГПУ, 2009. - Режим доступа: www. omgpu.ru   

7. Вахрушев, А.А. Я и мир вокруг. Учебник 1 класса [Текст] / А.А. Вахрушев. –М. Баласс, 2012. –с.

9. Виноградов, Ю.А. Гражданское движение в условиях перестройки. Сущность, ориентации, тенденции [Текст] / Ю.А. Виноградов Дис... канд. политич. наук. –М., 2001.

10. Волынчикова, Е.А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников[Текст] Е.А.Волынчикова //Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru

11. Врублевская, Е.А. Быть гражданином [Текст] / Е.А.Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214 - 216.  .

12. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] /Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. - 2009.-№ 8.- С. 4 -13.

Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001.


Библиографическая ссылка

Коновалова Оксана Викторовна СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-47 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 394 | За неделю: 394 | Всего: 394


Комментарии (0)