Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
в статье представлен материал по работе с отцами в учреждении дополнительного образования детей в детском объединении театра-танца «Веснушки». Проведены результаты анкетирования среди школьников по данной проблеме и среди учащихся детского объединения театра – танца «Веснушки» после реализации программы.
РОЛЬ ОТЦА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
Логинова А.А.
Логинова Н.А.
педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Ижевск.
Аннотация: в статье представлен материал по работе с отцами в учреждении дополнительного образования детей в детском объединении театра-танца «Веснушки». Проведены результаты анкетирования среди школьников по данной проблеме и среди учащихся детского объединения театра – танца «Веснушки» после реализации программы.
THE ROLE OF THE FATHER IN THE SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING OF THE CHILD
Loginova, A. A.
Loginova, N. A. teachers further education MBTI "CST" , Izhevsk.
Abstract: the article presents material on working with fathers in the establishment of additional education of children in children's Association of theatre-dance "Freckles". Conducted the results of the survey among students on this issue and among the pupils of the children's Association of theatre - dance "Freckles" after the implementation of the program. Keywords: parenting, family, spiritual and moral education, child e-mail: cdt.lend@mail.ru
Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.
Не так давно отцовская и материнская линия поведения в русской семье, благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности [5].
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни; нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших [4].
Особенно трудно приходится отцам. Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных ижевских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» – дети, начиная с 5 класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки и на последнем месте, опережая только братьев и сестер, - отцы. В некоторых семьях единственная форма отцовского общения с детьми – совместный просмотр телепередач, после чего семейство отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.
Дело, по-видимому, не в том, что современные мужчины уделяют меньше внимания семье и детям, а в том, что подорвано их традиционное положение в семье, а новые роли усваиваются медленно. Отец перестал быть единственным кормильцем и дисциплинирующим фактором. Труд, который всегда был и остается главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно отделен от семейного быта. Как работает отец, ребенок не видит. Что же касается внутрисемейных функций, роль матери здесь выглядит гораздо более важной и значительной, чем роль отца. Кроме того, взаимоотношения отцов с детьми осложняются меньшей экспрессивностью мужчин, их частым неумением выражать сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь ценимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, - чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. [1].
Проблема отцовского воспитания – это наиболее острая проблема нашего времени.
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход к решению проблемы духовно-нравственного воспитания в семье [3].
В МБОУ ДОД «ЦДТ» была разработана программа для отцов воспитанников нашего учреждения «Мальчик – отец мужчины», целью которой является повышения имиджа отцовского воспитания в семье. Основные формы работы: спортивная эстафета отцов, родительское собрание пап, дискуссионный клуб, темы занятий «Мамин день», «Папин день», «Если идет в доме ремонт», «Кто в доме хозяин», оказание хозяйственной помощи в детском объединении и др. В программе приняли участие 25 пап детского объединения театра-танца «Веснушки». Основными принципами программы являются: «каждое мнение важное», «учимся слушать и слышать друг друга», «семейные дружные отношения», «мы в семье одинаковые, но с разным жизненным опытом», «взрослые дурного не посоветуют», «уважай папу и маму». После реализации программы среди пап и учащихся детского объединения был проведен опрос «Как изменился папа?». Все участники программы однозначно ответили, что папа изменился в глазах детей и мам, папа стал интересоваться делами детей, с ним стало интересно проводить время, появились общие семейные интересы. Ответы пап нас тоже очень удивили: многие ответили, что стали чувствовать свою значимость в семье, появились темы для общения с детьми, обсуждали содержание фильма, доказывали свою точку зрения и меня вся семья слушала. Большим опасением участники программы высказали мнение, о том, как поддержать в семье зарождающиеся новые отношения в семье.
2. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб., 1997.
3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1995.
4. Немов Р.С. Психология. – М., 1995.
5. Рождественская Н.А. Как понять подростка. – М.,1995.
6. Сементюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. // Мир психологии и психология в мире. № 0, 1994.
Библиографическая ссылка
Логинова А.А., Логинова Н.А. РОЛЬ ОТЦА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-49 (дата обращения:
07.06.2025).