Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
Vузыкально-творческая компетентность будущего учителя музыки обеспечивает успешную реализацию стимулирующей, аффективно-коммуникативной, информационной, ориентационной, трансляционной и регулятивной функций и, в целом, качество педагогической деятельности учителя музыки.
Ключевые слова: музыкальность., педагогические условия, музыкально-творческая компетентность, учитель музыки, Музыкальное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Барышникова Ольга Владимировна
Научный подход к формированию музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки предполагает разработку условий, при которых моделируемый процесс будет эффективным.
В основе принятой нами гипотезы лежит предположение о том, что формирование музыкально-творческой компетентности у будущего учителя музыки в педагогическом вузе будет проходить эффективно при реализации комплекса педагогических условий: 1) организация музыкально-творческой деятельности студентов-музыкантов на основе задачной технологии; 2) диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности; 3) обеспечение рефлексивно-позиционного определения будущего учителя музыки в – профессионально-творческой деятельности.
Выделяя первое условие, мы учитывали, что формирование такого качества личности будущего учителя музыки, как музыкально-творческая компетентность, возможно только в соответствующей деятельности и на основе адекватных этому процессу технологий, позволяющих максимально приблизить условия обучения к условиям будущей профессиональной деятельности студентов. Анализ литературы и собственный педагогический опыт показали, что эффективной технологией формирования музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки является задачная технология, позволяющая в полной мере задать предметное содержание предстоящей деятельности через систему профессионально ориентированных задач и проблем с поддерживающими их алгоритмами выполнения конкретных действий.
Методика реализации данного условия строится на принципах проблемности, целостного представления произведения, межпредметной интеграции, самостоятельной деятельности и творчества.
Основными методическими механизмами реализации первого условия выступали а) представление учебного материала в виде профессионально ориентированных задач и проблемных ситуаций; б) использование алгоритмов овладения студентами опытом профессиональной музыкально-творческой деятельности; в) подбор форм и методов обучения в зависимости от доминирующего вида деятельности (музыковедческой, исполнительской, хормейстерской).
Второе педагогическое условие – диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки.
Формирование музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки индивидуализировано. Кроме того, особым субъектом общения служит музыка, точнее, скрывающийся в ее интонационно-художественной природе квазисубъект. Смысл и специфика музыкально-педагогического общения на уроках музыки заключается в постижении художественного «Я» музыкального произведения, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога
Диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности предполагает использование диалогического типа взаимодействия и работу студентов в режиме совместной продуктивной деятельности, а также является эффективным условием актуализации эмоциональных переживаний студентов, когда предъявленная в тексте музыкального произведения интеллектуальная задача (понять, осмыслить замысел композитора) должна быть трансформирована в эмоциональную задачу (эмоциональное переживание авторского замысла исполнителем, выражение его эмоционального отношения к нему).
В качестве методических механизмов диалогизации педагогического процесса выступали: а) диалогический тип взаимодействия; б) работа студентов в режиме совместной продуктивной деятельности; в) принятие и поддержка эмоциональных реакций студентов, создание ситуаций успеха.
Третье педагогическое условие – обеспечение рефлексивно-позиционного определения будущего специалиста в собственной музыкально-исполнительской деятельности – продиктовано тем, что музыкально-творческая компетентность будущего учителя музыки является одним из профессиональных свойств и качеств личности, неотделимым от самосознания. Данное условие базируется на принципах непрерывности в формировании музыкально-исполнительской компетентности, идентичности и самооценки, индивидуализации.
Становление рефлексивной позиции студентов-музыкантов в педагогическом процессе обеспечивается: 1) использованием приемов, направленных на развитие рефлексивных умений, и алгоритма выхода в рефлексивную позицию; 2) целенаправленным созданием в педагогическом процессе ситуаций, требующих анализа и оценки, доказательности, обоснованности своей позиции, стимулирующих постоянный рост музыкально-исполнительской компетентности; 3) включением студентов в рефлексивную самодиагностику на основе собственного алгоритма выхода в рефлексивную позицию.
Таким образом, музыкально-творческая компетентность будущего учителя музыки обеспечивает успешную реализацию стимулирующей, аффективно-коммуникативной, информационной, ориентационной, трансляционной и регулятивной функций и, в целом, качество педагогической деятельности учителя музыки.
Библиографический список:
1. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20–26.
Библиографическая ссылка
Барышникова Ольга Владимировна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
// . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-5 (дата обращения:
07.06.2025).