Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
В статье рассматриваются основные положения изучения патриотических песен в рамках детского объединения «Бардовская песня» в учреждении дополнительного образования детей.
ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПАТРИОТИЗМА
Дубровина, Т.И.
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ», г. Ижевск.
Аннотация: В статье рассматриваются основные положения изучения патриотических песен в рамках детского объединения «Бардовская песня» в учреждении дополнительного образования детей.
Ключевые слова: подростки, патриотизм, патриотическая песня
LEARNING CONTENT PATRIOTIC SONGS AS A CONDITION OF DEVELOPMENT IN ADOLESCENTS PATRIOTISM
Dubrovina, T. I. teacher of additional education MBTI "CST", , Izhevsk. Abstract: the article examines the main provisions of studying Patriotic songs in the children's Association "Bard song" in the institution of additional education of children Key words: adolescents, patriotism, Patriotic song
e-mail: cdt.lend@mail.ru
Преобразования нашего общества привели к необходимости решения ряда важных проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Современное общество все острее ощущает потребность в воспитании человека — патриота, гражданина, способного жить и активно творить в условиях демократического общества.
Задача современного педагога состоит в том, чтобы сориентировать подростка на достижение такого уровня патриотизма, который позволит ему в дальнейшем стать активным гражданином, толерантной личностью, обладающей системой нравственных и эстетических взглядов.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2010, № 122). Ее цель — развитие системы патриотического воспитания граждан, упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации.
В формировании чувства патриотизма очень велика роль искусства и, в частности, музыки. Слова, соединенные с мелодией и сложенные в песню, глубже воздействуют на сознание человека, формируя его чувства, настроения. Они легко запоминаются, надолго остаются в памяти благодаря своей эмоциональной окрашенности.
Изучение содержания патриотических песен способствует передаче и сохранению духовно - нравственной культуры, частью которой является чувство патриотизма. Патриотические и военно-патриотические песни имеют мощное эмоциональное воздействия не только на индивидуальное, но и на массовое сознание подростков, поэтому я включила в учебно-тематический план своей дополнительной общеразвивающей программы «Бардовская песня» изучение содержания песен, их разбор, знакомство с творчеством следующих композиторов: Юрий Слатов (песни «Разговор с портретом», «Ордена не продаются», «Одуванчики»), Владимир Высоцкий (песни «На братских могилах», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге»), Игорь Тальков (песня «Маленький город»), Булат Окуджава (песни «Десантный батальон», «Бери шинель-пошли домой», «Последний бой»), Н. Бачурин (
«Россия», «Княгиня», «Настасья»). На занятиях подростки совместно с педагогом делают разбор текста, анализируют его. Сами пробуют сочинять стихи, читать и разбирать их содержание. Так в 2010-2011 годах был издан городской коллективный поэтический сборник стихов, в который вошли стихи учащихся, педагогов. Развитие патриотизма у подростков обусловливается не только интеллектом и нравственной свободой подростка, но и его правом на уважение, а также опорой на творческий потенциал личности. Самореализация подростка в области патриотизма просматривается через вовлечение его в совместную творческую деятельность, концертные выступления, участие в благотворительных мероприятиях, выступлениях на фестивалях и конкурсах военно-патриотической песни разных уровней. Учащиеся детского объединения «Бардовская песня» не раз становились Победителями конкурсов разного уровня.
Критерии сформированности чувства патриотизма: - знание и понимание норм, принципов и требования общей гуманистической этики: долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; способность к идентификации, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность; способность к эмоционально-положительному восприятию песенного наследия; владение своими эмоциями; проявление уважительного отношения к военным песням.
Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Это понятие неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. «Патриотическое воспитание молодежи, - пишет Ю.В. Лазарев, - это формирование у нее чувства любви к «малой» Родине, к родительскому дому и близким людям, принадлежности к своему отечеству, стремление собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. Во все времена, вплоть до настоящего, мы застаем музыку как мощное средство общения и сплочения людей, духовно-нравственное восприятие жизни» [1,с. 123].
Список литературы:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
2. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.
4. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информ. Бюллетень. №19 / Под общ. Ред. М.Б. Кусмарцева. Волгоград, 2004. С.96-102.
6. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
7. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.
Библиографическая ссылка
Дубровина, Т.И. ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПАТРИОТИЗМА // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-51 (дата обращения:
07.06.2025).