Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перевощикова Н.И. 1

1. МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Ижевск, Удмуртская Республика

Резюме:

статья посвящена одной из новых форм детского и молодежного общественного движения – волонтёрству. Описан опыт работы подростков-волонтеров в социальных проектах, направленных на работу с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Показано, что участие подростков в социально-значимых проектах играет большую роль в становлении и развитии духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, совершенствование таких сторон личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание, создаются условия для развития активной гражданской позиции, актуализации лидерского опыта в совместно организованной деятельности.


РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перевощикова Н.И.

методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДТ» г. Ижевск

Аннотация: статья посвящена одной из новых форм детского и молодежного общественного движения – волонтёрству. Описан опыт работы подростков-волонтеров в социальных проектах, направленных на работу с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Показано, что участие подростков в социально-значимых проектах играет большую роль в становлении и развитии духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, совершенствование таких сторон личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание, создаются условия для развития активной гражданской позиции, актуализации лидерского опыта в совместно организованной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственный потенциал, подростков, волонтер, волонтерская деятельность

e-mail: cdt.lend@mail.ru

 


THE DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND NEWSVENDOR POTENTIAL OF ADOLESCENTS THROUGH PARTICIPATION IN VOLUNTEER ACTIVITIES
Perevoshchikova N. I

trainer, teacher of additional education MBTI "CST" , Izhevsk

Abstract: the article is devoted to one of the new forms of children's and youth public movement volunteering. It describes the experience of adolescent volunteers in social projects aimed at working with children and youth in difficult life situation. It is shown that the participation of adolescents in socially significant projects plays an important role in the formation and development of spiritual and moral potential of the younger generation, improvement of such aspects of personality as compassion, sympathy and empathy, creates conditions for the development of active citizenship, the actualization of leadership experience in jointly organized activity.
Keywords: spiritual and moral potential, teenagers, volunteer, volunteering
e-mail: cdt.lend@mail.ru

 

 

Детские и молодежные общественные организации являются важным ресурсом в социально-экономическом развитии России, создают условия для развития активной гражданской позиции, актуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социально-значимой деятельности, играют большую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Именно в общественной организации у ребенка есть прекрасная возможность для реализации потребности в общении, самореализации, сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

         Одной из новых форм детского и молодежного общественного движения является волонтёрство. Волонтёрство - это организация занятости детей и подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности. Волонтёр — человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью [3]. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне[1].

         В МБОУ ДОД «Центре детского творчества» Ленинского района г. Ижевска созданы и ведут свою работу 8 волонтёрских отрядов. Основным направлением работы добровольческих отрядов является популяризация активного, здорового стиля жизни  и первичная профилактика вредных привычек  по принципу «равный-равному».

         Реализация потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, совершенствование таких сторон личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание, становление и развитие духовно-нравственного потенциала подростков осуществляется через участие подростков - волонтеров в социальных проектах.

Добровольцы выходят на разные социальные и возрастные группы: учащиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, а так же дети и подростки, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

         В настоящее время особенно уязвимыми в современных условиях являются дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, круг общения со своими сверстниками ограничен. Поэтому и возникла идея  разработки проекта социальной деятельности «Территория добрых дел», который был реализован в 2014году. Актуальность данного проекта состояла в том, что он объединил досуговую деятельность волонтеров-подростков Центра детского творчества с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, из учреждений: БУЗ МЗ «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения УР», детское лечебное отделение; МБУ «Центр социальной помощи семье и детям Ленинского района г. Ижевска». Идея проекта заключалась в том, чтобы привлечь внимание детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к собственному здоровью через все виды деятельности, показать значимость здоровья и его неразрывную связь со всей жизнедеятельностью человека.

         Проект «Территория добрых дел» реализовался по трем направлениям. Здоровьесберегающие направление: популяризация активного, здорового стиля жизни и первичная профилактика употребления психоактивных веществ по принципу «равный-равному». Формы: игровые профилактические программы «Играйте на здоровье!», уроки здоровья, викторины по навыкам ЗОЖ, игры по станциям, групповые занятия, беседы, агитбригады, театрализованные постановки, акции.

Спортивно-оздоровительное направление: общее укрепление здоровья участников, развитие двигательных навыков, физической активности. Формы проведения: двигательные минутки, День здоровья, спортивный праздник, веселые старты, соревнования по отдельным видам спорта.

Досуговое направление: развитие творческих способностей, инициативности, активности участников проекта. Формы: интеллектуальные игры, конкурсы, концерты, аукционы знаний, мастер-классы, творческие мастерские.

В результате реализации данного проекта дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имели возможность общения в неформальной обстановке и приобретения позитивного опыта взаимодействия в подростковой аудитории. Активно участвовали в досуговых мероприятиях, направленных на распространение идей здорового, активного стиля жизни, добра и толерантности. Самореализовались в творческой деятельности, в общении, развили физические способности и двигательную активность.

В данном проекте была уникальная возможность включения подростков-волонтеров в социальную практику. Волонтеры пробовали свои силы в роли ведущих массовых мероприятий, игровых профилактических программ, педагогов по проведению бесед по первичной профилактике вредных привычек, групповых занятий, художников по изготовлению наглядной агитации по здоровому образу жизни, для кого-то было интересно проведение спортивных мероприятий и праздников.

         Волонтерская деятельность, несомненно, влияет на нравственное становление подростков, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному духовно-нравственному становлению подростков [2].

 

Список литературы:

1. Программа волонтерского отряда. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/10/24/programma-volonterskogo-otryada.

2. Паршина Ю.В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности. Автореферат диссер. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Воронеж, 2011. – Режим доступа: http://pandia.org/text/78/017/19654.php.

3. Википедия свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтёр.


Библиографическая ссылка

Перевощикова Н.И. РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-52 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 308 | За неделю: 308 | Всего: 308


Комментарии (0)