Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Исторические науки
ЗАКОНЫ ТВОРЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ Ю.П. СОКОЛЬНИКОВА И ЕГО УЧЕНИКА И.П. ПРОКОПЬЕВА
Павлов В. И., Павлова И.И. 1

1. ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». Чебоксары.

Резюме:

В статье анализируется жизненный и педагогический путь учёных-педагогов сподвижников – Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева. Обосновываются законы творчества в педагогической деятельности современного педагога.


 

ЗАКОНЫ ТВОРЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ
Ю.П. СОКОЛЬНИКОВА И ЕГО УЧЕНИКА И.П. ПРОКОПЬЕВА

 

Павлов В. И.,

Павлова И.И.

 

Члены корреспонденты АПСН, кандидаты педагогических наук, доценты ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». Чебоксары.

 

Аннотация. В статье анализируется жизненный и педагогический путь учёных-педагогов сподвижников – Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева. Обосновываются законы творчества в педагогической деятельности современного педагога.

 

Ключевые слова: Законы творчества, педагогический опыт, жизненный путь, научно-педагогическая деятельность.

 


THE LAWS OF THE CREATIVITY IN PEDAGOGICAL EXPERIENCE
Y. P. SOKOLNIKOV AND HIS DISCIPLE I. P. PROKOPYEV


Pavlov V.I..,
Pavlova, I. I.

Members of the correspondents of APSN, candidates of pedagogical Sciences, associate FGBOU VPO "cgpu them. I. I. Yakovlev. Cheboksary.

Abstract. The article examines the life and pedagogical way scientists-teachers companions Y. P. Sokolnikov and I. P. Prokopyeva. Settled laws of creativity in pedagogical activity of the teacher.

Keywords: Laws of creativity, teaching experience, way of life, scientific-pedagogical activity.

 

 

Великий русский поэт Сергей Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии. Когда шумит морская гладь, корабль в плачущем состоянии». Прошло с тех пор три года, как нет вместе с нами двух выдающихся чувашских ученых-педагогов, наших учителей - докторов педагогических наук, профессоров, академиков АПСН, МАНПО Юргена Петровича Сокольникова и его ученика Ивана Павловича Прокопьева. Они ушли из жизни в один год, в расцвете творческих сил, но успели сказать свое веское слово в педагогической науке. Чем дальше мы живем, тем больше осознаем невосполнимую утрату, понимаем значимость их педагогического подвига во имя детства, студенчества, во имя развития педагогической науки, и тем ценнее становятся научные труды наших земляков, оставленные нам в наследство. Мы счастливы, что имели возможность слушать их лекции, неоднократно беседовать с ними. Юрген Петрович и Иван Павлович не раз бывали в 80-90 -х годах прошлого века у нас в гостях в п. Кугеси, в скромной сельской учительской квартире. Мы же, приезжая в Москву по различным делам, всегда останавливались у Юргена Петровича и Эллы Ивановны Сокольниковых. У Сокольниковых всегда останавливался И.П. Прокопьев, приезжая в Москву из Белгорода, где он работал и жил со своей семьей много лет. Здесь всегда останавливались аспиранты, докторанты, соискатели из различных регионов СССР. Московская квартира Сокольниковых была для них своеобразным научно-исследовательским институтом.

Юрген Петрович и Иван Павлович любили Чувашию, свою малую Родину, поддерживали тесную связь с родным педуниверситетом, республиканским институтом образования, со школами республики, проводили семинары для учителей и руководителей школ, по мере сил и возможностей помогали идущим в науку молодым исследователям.

 Юрген Петрович рассказывал нам, молодым учителям, что в его московской квартире, на семинаре докторантов и аспирантов, несколько раз обсуждалась докторская диссертация И.П. Прокопьева и именно отсюда, из этой квартиры, Иван Павлович поехал вместе с ним в АПН СССР на защиту своей докторской диссертации. Юрген Петрович был его научным консультантом, другом, товарищем, их творческое сотрудничество продолжалось более 50 лет.

С детства помним, что в нашей квартире, на книжной полке родителей - учителей Кугесьской сельской школы-интерната Чувашской Республики, рядом с педагогическими сочинениями Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, И. Я. Яковлева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. стояли книги известных чувашских педагогов Г.Н. Волкова, Ю.П. Сокольникова и И.П. П. Прокопьева. Все трое в свое время дружно работали в Чувашском пединституте, были первыми чувашами, защитившими докторские диссертации по педагогике. Читать педагогическую литературу мы начали с 8-9 класса. Это, видимо, и определило нашу педагогическую судьбу. Сегодня у нас такое чувство, что три знаменитых чувашских педагога Ю.П. Сокольников, И. П. Прокопьев, Волков Г.Н. незримо присутствуют рядом с нами,  помогают нам в работе. 

Наши родители рассказывали нам, что, будучи студентами Чувашского пединститута, активно участвовали в работе научно-педагогического отряда «Макаренковец», возглавляемого Юргеном Петровичем Сокольниковым в 50-60-х годах, шефствовали над трудными подростками, состоящими на учете в ИДН г. Чебоксары. Этот опыт впоследствии помог им успешно работать в школе-интернате, стать впоследствии известными педагогами республики.  Мама за успехи в учебно-воспитательной работе с сиротами в школе-интернате признана лучшим воспитателем республики, награждена медалью «За трудовое отличие», отец – медалями К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.

Получилось так, что в 80-90 годах ХХ века, более 20 лет, научно-педагогический отряд «Макаренковец» в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева  возглавлял наш отец и мы оба, будучи студентами, участвовали в работе этого уникального отряда, несколько  раз с большой группой  будущих учителей выезжали в научно-педагогическую экспедицию по местам жизни и деятельности двух выдающихся советских педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского по маршруту «Чебоксары - Москва - Харьков- Полтава - Кременчуг – село Павлыш». Выбор маршрута также был связан с именами наших земляков­ - Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева, которые в своих трудах подчеркивают, что они пришли в педагогическую науку под влиянием произведений А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского и в своей практической деятельности продолжали их дело.

 В научно-педагогическом наследии действительных членов АПСН, МАНПО Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева важное место занимает проблема развития творческих способностей учащихся в условиях села.  Ее решение получило отражение во многих книгах и монографиях этих ученых. Анализ их педагогического наследия показывает, что в созданных ими педагогических системах сельских школ, где они работали директорами, развитие творческих способностей учащихся происходило в процессе участия  в художественной, технической, спортивной, трудовой, общественно полезной деятельности. В послевоенное время, в 50- 60-х годах ХХ века, материальная база руководимых ими школ, конечно, была слаба. Молодые директора, прошедшие суровую службу в рядах Вооруженных Сил СССР, (а Юрген Петрович участвовал в Великой Отечественной войне), окончившие педагогический вуз после войны, сами были творчески одаренными людьми, вовлекали учителей и учащихся в художественную самодеятельность, руководили школьным хором, спортивными секциями, учили детей техническому творчеству. Силами учащихся строились на селе спортивные площадки, ремонтировались школьные здания, на заработанные в подсобных хозяйствах школы, в колхозе деньги, приобретались музыкальные инструменты, спортивная инвентарь. Умелая циклическая сменяемость занятий, увеличение спектра преподаваемых предметов, различных кружков, секций, широкий выбор содержательных компонентов способствовал развитию творческой личности школьников.

В педагогическом процессе Чурачикской школы-интерната Чурачикского района, Чурачикско-Подлесеной сельской средней школы Комсомсольского района Чувашии, где работали Ю.П. Сокольников и И.П. Прокопьев, соблюдался закон движения творчества — закон отражения интеллектуального филогенеза в интеллектуальном онтогенезе (закон Геккеля). Для воспитания учащихся сельских школ он имеет существенное значение при структуризации фазами «эволюции знания» содержания образования. Погружение учащихся в творческую школьную среду, познавательную деятельность, давало возможность обеспечить природосообразность и полнее осознать «себя через человечество» и «человечество через себя».

Соблюдался и такой закон творчества - закон движения интеллекта учащихся по спирали. Спиральность развития интеллекта — это не только стирание части информа­ции в памяти, а «смещение» на новых витках информационной пирамиды в виде новой актуализации, возвращение из «небытия сознания» в «бытие сознания» (цикличная вменяемость, но с новым творческим наполнением). Эта своеобразная «спиральная ротация» в педагогических процессах учитывался при организации технологии обучения труда (цикличность, постепенная сменяемость), воспитания (гармонизация, обеспечение плавности, синхронности, необходимой сочетаемости, воспроизводство разнообразия интеллектуаль­но-чувственного мира личности).

            Соблюдались и другие законы творчества в интеллекте учащихся — это парные законы дополнения и конкуренции. Они дополняли друг друга. Закон дополнения — это связующее звено, компактирующее разнообразие в целое, освоение разнообразия через формирование структуры отношений согласования, совместимо­сти, единения. Эта структура становится структурой нового целого. Конку­ренция в различных творческих делах воспитанников выступала как механизм системной селекции разнообра­зия. Законы дополнения и конкуренции в разнообразном труде, игре, взаимодействуя и дополняя друг друга, образовывали определенные типы асимметрии. В одних случаях творчество реализовывалось при доминанте закона дополнения и фактора конкуренции и соревновательности. В других случаях творчество учащихся реализовывалось при превалировании закона конкурентности (конкурсы проек­тов, теорий, идей, олимпиады, смотры, соревнования и т.д.). В педагогических процессах регулирование кооперативными формами в сочетании с дифференциацией обучения требовало профессионального подхо­да со стороны учителей. Для повышения методического мастерства учителей успешно работали семинары учителей, классных руководителей, руководителей кружков и секций. Руководили эти объединения сами директора школ И.П. Прокопьев, Ю.П. Сокольников. Об этом рассказывает академик АПН СССР Г.Н. Волков, сумевший первым обобщить их инновационный педагогический опыт   в книге «Сельская школа на творческом пути» (Чебоксары, 1958 г.)..

В разнообразной деятельности учащихся соблюдался Закон игры, который является важным законом творчества. Игра помогала моделировать окружающую обстановку, дополнять информацион­ное поле необходимого разнообразия. Она побуждала интеллект учащихся и учителей к поисковой активности. Она, моделируя творчество, помогала тренировать эмоциональные структуры, реализовать функции обучения творчеству, усилению креатив­ности. Одновременно, формируя обученность к поведению в необычных ситуациях, она обеспечивала усиление прогностичности интеллекта в личности сельских учащихся. Игра в опыте работы сельских школ Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева стала составляющей дидактического творчества, способствовала развитию разнообразных способностей детей. Об этом свидетельствует жизненный путь воспитанников Юргена Петровича Сокольникова и Ивана Павловича Прокопьева. Среди их воспитанников много учителей, инженеров, агрономов, военных, ученых.

Как известно, важным законом творчества является закон сомнения и антиавторитаризма. Творчеству всегда присущи критические начала. Индикатором проявления несогласованности бытия лич­ности как системы с бытием окружающей среды является недо­вольство. Появляется противоречие. Это противоречие между желаемым, потребностями и разрешаемым, должным служит стимулом к возникновению сомнения и движения учащихся в творческом процессе. Готовность подвергнуть сомнению в творческом процессе лю­бые положения, сложившиеся в жизни, науке, культуре, представ­ляет собой антиавторитаризм. Воспитанники Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева в полной мере реализовывали этот закон, выросли самокритичными, инициативными, ответственными, гуманными, жизнерадостными.

У директоров сельских школ Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева было пять опор в работе:

1) четкое понимание цели воспитания, личный пример беззаветного служения школьному делу, пример строгости и доброты, принципиальности и справедливости;

2) строгий индивидуальный подход к ученикам и учителям;

3) глубокая вера в силы и способности детей, в своих коллег, в силу ученического коллектива;

4) удивительная точность, четкость в работе, проверка исполнения намеченного дела;

5) системный подход к воспитанию, опора в педагогическом процессе на традиционную педагогическую культуру.

Примечательно то, что в руководимых ими школах не было многочисленных заседаний, обилия мероприятий на показ, что становится характерной чертой для современных школ, а была совместная творческая, рассчитанная на перспективу, кропотливая работа учащихся и учителей, макаренковская вера в творческое будущее каждого ученика.

Для Юргена Петровича Сокольникова и Иван Павловича Прокопьева педагогика была не бездетной наукой, во всех их статьях, книгах, монографиях присутствуют конкретные дети, учителя, родители, школьные коллективы. И еще одно. Ю.П. Сокольников и И.П. Прокопьев сумели подготовить себе научную смену, каждый воспитал более 80 кандидатов и докторов педагогических наук, и они продолжают дело жизни своих учителей.

Мы, молодое поколение чувашских педагогов, будем помнить своих учителей, они будут жить в наших делах и помыслах.


Библиографическая ссылка

Павлов В. И., Павлова И.И. ЗАКОНЫ ТВОРЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ Ю.П. СОКОЛЬНИКОВА И ЕГО УЧЕНИКА И.П. ПРОКОПЬЕВА // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-54 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 306 | За неделю: 306 | Всего: 306


Комментарии (0)