Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
В статье рассматриваются ошибки в организации дополнительного образования в школе и педагогические условия, влияющие на эффективность учебно-творческой деятельности обучающихся.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Зотова, С.С
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ГГПИ имени В.Г. Короленко», Глазов, Удмуртская Республика
Аннотация. В статье рассматриваются ошибки в организации дополнительного образования в школе и педагогические условия, влияющие на эффективность учебно-творческой деятельности обучающихся.
Ключевые слова: дополнительное образование, ошибки дополнительного образования.
ADDITIONAL EDUCATION IN SCHOOL
Zotova, S. S Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of education, VPO "ggpi named after V. G. Korolenko, Glazov, Udmurt Republic
Abstract. The article deals with errors in the organization of additional education in school and pedagogical conditions that affect the efficiency of teaching and creative activity of students.
Keywords: further education, additional errors of education.
Необходимость эффективной организации внеурочной деятельности в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего (полного) общего образования нового поколения требует выявить ее значение в рамках системы дополнительного образования.
Реализация дополнительного образования в школе базируется на следующих принципах:
- включенность общеобразовательной школы в региональную систему дополнительного образования при максимальном использовании ресурсов самого общеобразовательного учреждения;
- формирование целостного (интегрированного, комплексного) образовательного пространства, создающего возможности для полноценного развития ребенка;
- реализация дополнительного образования как равноправного и дополняющего компонента базового образования.
Для выполнения данных условий необходимо преодолеть ряд ошибок в отношении дополнительного образования:
Ошибка 1. Дополнительное образование в школе не имеет нормативно-правового закрепления.
Между тем школа должна иметь:
• специальную статью о блоке дополнительного образования в уставе;
• положение о блоке дополнительного образования как самостоятельном структурном подразделении школы;
• пакет должностных инструкций на всех тех работников, которые заняты в блоке дополнительного образования;
• договор о сотрудничестве школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей.
Ошибка 2. В школьный блок дополнительного образования переносятся средства, методы, подходы из традиционной школьной педагогики, т.к. этот вид образования осуществляется учителями-предметниками, которые ориентируются на содержание своего предмета. Не оборудованные под дополнительное образование помещения только дополняют ощущение обычного урока и сводят на нет интерес и творческую составляющую процесса обучения.
Необходимо учитывать, что дополнительное образование не должно быть похожим на базовое и не должно иметь принудительного характера. Педагог должен стать наставником, старшим товарищем и сохранить право детей на собственное мнение. С помощью дополнительного образования дети хотят найти полезное для себя дело, в том числе научиться зарабатывать деньги, а также стать участниками различных перспективных проектов.
Ошибка 3. Введенная в 1998 году в систему российского образования специальность «Педагог дополнительного образования» пока не получила распространения в общеобразовательных школах. При экономии бюджетных средств из штатного расписания, прежде всего, исключается должность именно данного специалиста. При этом не осознается его значимость в условиях современной школы [1, с.17].
Ошибка 4. Педагоги дополнительного образования часто ведут занятия не имея образовательных программ, наличие которых является неотъемлемым требованием.
Ошибка 5. Противопоставление друг другу учреждений дополнительного образования и школ. Это происходит тогда, когда органы управления проводят силами учреждений дополнительного образования оценку деятельности школ по направлениям дополнительного образования (организация культурно-досуговых мероприятий, работа спортивных площадок и др.)
Ошибка 6. Отождествление дополнительного образования с внеурочной (внеклассной) работой. Необходимо понимать, что дополнительное образование выходит за рамки внеклассных мероприятий. Его отличительными признаками является то, что оно:
- реализуется по образовательным программам;
- имеет особые технологии;
- предусматривает выход на запланированный результат, соответствующий его специфике.
Ошибка 7. Ориентированность общеобразовательного учреждения в реализации дополнительного образования на использование только «внешних ресурсов» (ресурсов учреждений дополнительного образования). Привлечение ресурсов учреждений дополнительного образования необходимо в части организации тех видов деятельности, которые не могут быть реализованы школой самостоятельно.
При минимизации ошибок деятельность по дополнительному образованию в школе будет способствовать:
- знакомству школьников с культурно-образовательными возможностями региона проживания;
- стимулированию стремления к использованию возможностей ближайшего социума в процессе саморазвития;
- развитию познавательной активности учащихся и включённости их в различные формы социальной активности;
- вовлечённости педагогов школы в организацию различных форм дополнительного образования;
- сформированности единого пространства дополнительного образования.
Только взаимопомощь и совместные действия педагогов, связанных с предметным обучением и дополнительным образованием детей, могут стать основой для создания единого образовательного пространства школы и города.
Список литературы
1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.: «Сентябрь», 2004. – 192 с.
Библиографическая ссылка
Зотова Светлана Сергеевна ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-55 (дата обращения:
07.06.2025).