Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ
Михайлов Николай Германович 1
1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»,
В статье представлена методика организации обучения школьников разделу «Сборочные чертежи» на уроках черчения с использованием детских деревянных игрушек «Солдат 1812 г.», «Холмогорский бык», «Красная Шапочка», позволяющих реализовать образовательные, развивающие и, в особенности, воспитательные цели уроков.
ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ
Михайлов Н.Г.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и безопасностижизнедеятельности института комплексной безопасности,Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск.
Аннотация. В статье представлена методика организации обучения школьников разделу «Сборочные чертежи» на уроках черчения с использованием детских деревянных игрушек «Солдат 1812 г.», «Холмогорский бык», «Красная Шапочка», позволяющих реализовать образовательные, развивающие и, в особенности, воспитательные цели уроков.
Ключевые слова: уроки черчения в школе, сборочный чертёж, образовательные, воспитательные, развивающие цели уроков, деревянные игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки.
WOODEN TOYS IN THE REALIZATION OF THE EDUCATIONAL OBJECTIVES OF LESSONS DRAWING
Mikhailov N. G.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of technology and security isnide activities of the Institute for complex safety, Northern (Arctic) Federal University. M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia.
Abstract. The article presents a method of teaching time-the case of "Assembly drawings" drawing lessons using children's wooden toys "Soldier of 1812", "Kholmogory bull" Red riding Hood", which allows to implement educational, developmental and, especially, the educational objectives of the lessons. Keywords: drawing lessons at school, Assembly drawing, education, education-catalinae, developmental goals of the lessons, wooden toys Arkhangelsk factory wooden toys.
Каждый учитель при планировании учебных занятий по школьной учебной дисциплине перед собой ставит определённые цели и задачи: образовательные, направленные на формирование знаний, умений, навыков школьников; развивающие – на формирование мышления, памяти, речи, умения выделять главное, сравнивать, наблюдать, обобщать, использовать знания и умения в новых ситуациях; воспитательные – на формирование нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности, навыков самостоятельной работы, самоконтроля, терпения, аккуратности, внимания, трудолюбия, навыков коллективной работы и т. д. [3, с.144].
В данной статье хотелось бы поделиться опытом, как путём использования детских деревянных игрушек - дидактических средств обучения, на уроках черчения можно реализовать воспитательные цели уроков. Иными словами, хотелось бы рассказать об уроках, позволяющих педагогу затронуть ряд актуальных вопросов идейно-нравственного, трудового, эстетического, патриотического, экологического и экономического воспитания учащихся.
В течение ряда лет при обучении школьников разным темам, в частности, темам «Сборочные чертежи», «Деталирование сборочных чертежей» автор данной статьи в годы работы школьным учителем черчения использовал детские деревянные игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки (рис. 1 - 3), а также других фабрик из разных регионов России. Игрушки, в основном, нами приобретались в торговой сети. С их помощью учащиеся на уроках черчения приобщаются к художественно-конструкторской деятельности. Выполняют практические задания, по условиям которых им необходимо либо переконструировать, либо доконструировать отдельные детали, либо вовсе выполнить проектно-конструкторскую документацию на изделие своей конструкции по заданным реальным (рис. 1) или графическим (рис. 2 - 3) аналогам. Тем самым знакомятся с профессией художника-конструктора (дизайнера). В определённых ситуациях учащиеся ограничиваются деталированием сборочных чертежей изделий художественно-утилитарного назначения (рис. 2 - 3), предварительно прослушав рассказ учителя о названной профессии.
На таких уроках учащиеся знакомятся с понятием «Художественное конструирование». Они узнают, что это особая область творчества, где художник-конструктор стремится сделать промышленную продукцию красивой и оригинальной по форме, удобной в использовании, лёгкой в изготовлении, недорогой для потребителя.
Используя одно только это понятие на уроке, учитель сможет реализовать целый ряд воспитательных целей учебного занятия - способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.
Например, на занятиях сообщается, что игрушки можно изготовить из отходов пиломатериалов. Учитель проводит беседу о бережном использовании природных богатств. Игрушку необходимо так спроектировать и изготовить, чтобы она была бы весьма привлекательной и дешёвой для потребителей, удобной в использовании, но при этом на её изготовление предприятие тратило бы минимальное количество временных, трудовых и финансовых ресурсов. Технология изготовления изделия должна быть самой простой. Специалисты, работающие над созданием изделия, не должны, например, испытывать какие-либо трудности при выполнении неоправданно сложных чертежей – разработке проектной документации, изготовлении деталей на станках и т.д. Так в условиях школьных уроков черчения затрагиваются проблемы экологии, экономики, эргономики и правильной организации трудовых процессов.
На занятиях со школьниками полезно побеседовать о всемирно известных Центрах русской деревянной игрушки, изученных ими ещё на уроках изобразительного искусства в младших классах. Учащиеся при этом вспоминают, что в этих Центрах народными мастерами изготавливаются фольклорные игрушки в отличие от промышленных игрушек, изготавливаемых производственным способом. Беседы не должны занимать много времени. В ходе их проведения желательно организовать краткосрочные просмотры диафильмов и диапозитивов. Это позволит учащимся увидеть изображения мезенских и печорских коников, игрушек владимирщины, Городецкого округа, щепных игрушек из деревень Архангельской и Нижегородской (д. Федосеево) областей, матрешек Загорска (Сергиева Посада), Семенова, Полховского Майдана, богородских игрушек с механизмом движения и т. д. При этом может быть использован также печатный текстовой и иллюстративный материал. Так на уроках черчения можно сформировать у школьников гражданское сознание и национальное самосознание благодаря приобщению к национальному достоянию, которым является русская деревянная игрушка. На уроке можно использовать Дымковские и Филимоновские глиняные игрушки, а также глиняные игрушки Каргополья Архангельской области, предметы декоративно-прикладного искусства местных мастеров и умельцев, изделия и игрушки, изготовленные учащимися на уроках труда.
На занятиях учитель может затрагивать вопросы патриотического воспитания, формировать у школьников гражданское сознание и национальное самосознание, чувство гордости за свою Родину.
Например, игрушка-каталка «Холмогорский бык» (рис. 1,б; 3,а), позволяет напомнить учащимся о том, что родиной холмогорской породы крупного рогатого скота является наш северный край, с. Холмогоры Архангельской области. Порода известна не только за пределами своей области, но и России.
Кроме того, уже лет четыреста, а то и больше существует русский холмогорский косторезный промысел (Холмогорская резьба по кости), известный всему миру. В 18 веке резной костью Холмогорских мастеров украшали ружья, мебель, ларцы, кабинеты, иконы, веера и секретеры, гребни. В настоящее время умельцы изготавливают вазы уникальной красоты с тонкими рисунками, шахматные фигурки, броши и много других традиционных изделий. Школьники на данном уроке вспоминают, что из этого самого села, где живут поморы, ушел когда-то в Москву Михайло Ломоносов – первый русский университет. Отсюда же родом был замечательный русский скульптор Федот Шубин.
Весьма привлекательная для школьников является игрушка-пирамидка «Солдат 1812 г.» (рис. 1,а; 2). При работе над её чертежами можно вспомнить славную историю нашей Родины, героические подвиги русских солдат в борьбе за свободу с французскими захватчиками.
Поистине, есть чем гордиться и чему подражать современному подрастающему поколению: слава предков, многовековые традиции, национальные особенности быта и культуры – всё это способствует формированию лучших нравственных качеств у наших учеников.
Игрушка-прирамидка «Красная Шапочка» (рис. 1,в; 3,б) позволяет связать изучаемый теоретический материал по черчению с практической деятельностью людей – художественным конструированием изделий художественно-утилитарного назначения, вспомнить сказочные персонажи, народные и авторские сказки.
Список литературы
1. Михайлов Н.Г. Проектируем деревянные игрушки // Народное творчество. – 2007. - № 4. – С. 40 – 42.
2. Михайлов Н.Г. Деревянная игрушка на уроках черчения // Школа и производство. – 2007. - № 4. - С. 49 – 51.
3. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее.- 2014. - № 3. – С. 140 – 146.
в
б
а
Рис. 1. Игрушки Архангельской фабрики деревянной игрушки: а - игрушка-пирамидка «Солдат 1812 г.», б - игрушка-каталка «Бык»,
в - игрушка-пирамидка «Красная Шапочка»
а
б
Рис. 3: а – сборочный чертёж игрушки-каталки «Холмогорский бык»,
б – сборочный чертёж игрушки-пирамидки «Красная Шапочка»
Библиографическая ссылка
Михайлов Николай Германович ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-56 (дата обращения:
07.06.2025).