Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Педагогические науки
ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ
Пясточкина Екатерина Николаевна 1

1. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования №1», Кунгур, Пермский край.

Резюме:

В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи, проанализированы теоретические аспекты возникновения духовной музыки в России, выявлены тенденции развития духовной музыки в современной России. На основе проведенного исследования автором подтверждается гипотеза о том, что духовная музыка влияет на школьников среднего возраста выше, чем на старшеклассников. Формулируются основные выводы о роли духовной музыки в жизни молодежи, а также предлагается перечень мероприятий, направленных на повышение интереса школьников среднего возраста к духовной музыке.


ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Пясточкина Екатерина Николаевна

Преподаватель обществоведческих дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования №1», Кунгур, Пермский край.

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи, проанализированы теоретические аспекты возникновения духовной музыки в России, выявлены тенденции развития духовной музыки в современной России. На основе проведенного исследования автором подтверждается гипотеза о том, что духовная музыка влияет на школьников среднего возраста выше, чем на старшеклассников. Формулируются основные выводы о роли духовной музыки в жизни молодежи, а также предлагается перечень мероприятий, направленных на повышение интереса школьников среднего возраста к духовной музыке.

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, молодежь, духовная музыка, мероприятия.

 

THE INFLUENCE OF SACRED MUSIC FOR THE SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF YOUTH


Pasticcinа Ekaterina Nikolaevna
Teacher social science disciplines, State budget educational institution "Kungur center of education №1", Kungur, Perm region.

Abstract. This article considers the problems of spiritual and moral education of youth, the theoretical aspects of the development of sacred music in Russia, the trends of development of sacred music in contemporary Russia. Based on the results of the research confirmed the hypothesis that spiritual music affects students average age is higher than for high school students. The main conclusions are formulated on the role of sacred music in the lives of young people, and also proposed a list of measures aimed at increasing the interest of students average age of spiritual music.
Keywords: Spiritual and moral education, youth, spiritual music, activities.

ekap91@mail.ru

 

На сегодняшний день Россия переживает один из непростых исторических периодов своего развития. Проблема общества заключается не в сырьевой зависимости экономики, в неустойчивости политической власти, а именно в брожении умов подрастающего поколения. Современная молодежь ставит на второй план исконно русские ценности, как: доброта, милосердие, патриотизм и великодушие. К сожалению, нужно признать, что средства массовой информации играют все большую роль в воспитании подрастающего поколения. Используя различные механизмы влияния, такие как: интернет и телевидение, они прививают новые «западные» образцы поведения, которые ранее не играли значительную роль в нашей жизни. Сейчас молодые люди нацелены на получение максимальной прибыли в короткие сроки, на индивидуальный путь успеха, невзирая на какие-либо трудности, стремление к постоянному потреблению новых товаров, которые являются модными.

Процессы глобализации напрямую влияют на внутреннее устройство российского общества. Так, сейчас институт семьи переживает глубочайший кризис. Рост числа гражданских браков, свободных отношений, ужасающее количество абортов и матерей-одиночек, свидетельствуют о том, что современная молодежь не ориентирована на создание семьи.

В такой не простой ситуации, крайне важно поднимать вопрос о духовно-нравственном воспитании молодежи, ибо у молодых людей полностью отсутствуют ориентиры и шаблоны правильного поведения в обществе. Молодой человек, видя и слыша все то, что происходит, кругом не может дать адекватную оценку происходящим событиям. И, поэтому, крайне важно с раннего периода взросления прививать духовно-нравственные ценности подрастающему поколению.

Так, чтобы решать поставленные задачи в области духовно-нравственного воспитания молодежи в различных уголках нашей страны создаются различные  клубы, объединения, которые направлены на возрождение и сохранение национальной самобытной культуры.  Для воспитания нравственности в городе Кунгуре  создан ансамбль духовных песнопений «Святая Русь».

    Таким образом, актуальность исследовательской работы обусловлена потребностью российского общества в изучении и освещении проблем духовно-нравственного воспитания молодежи.

Духовная музыка – это музыка, успокаивающая душу, позволяющая соединиться с духом, познать себя и соединиться с Богом.

Духовная музыка имеет богатую историю своего становления и развития. Так, начиная с заимствования основ духовных песнопений из Византии, мы отследили в хронологическом порядке тенденцию усовершенствования и внедрения национальных черт в исполнение духовной музыки. Что, несомненно, повлияло на развитие всего искусства России.  

Современное состояние характеризуется тем, что на сегодняшний день после снятия религиозных запретов люди массово идут в церковь. Так, сейчас растет количество строящихся храмов, соответственно увеличивается число певчих, которые изучают и продолжают историю развития духовной музыки в России в XXI в.

   В настоящее время возрастает интерес к русской духовной музыке. Она стала часто звучать в концертных залах, по радио и телевидению. Духовная музыка, так же как и церковная живопись, и архитектура, величайшее художественное наследие русского народа. Такую музыку характеризует особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Она призывает человека к гармонии своих чувств и мыслей, настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Духовная музыка – это непременно строго, ясно очерченная мелодия, такой же строгий, спокойный ритм, благозвучные аккорды, в которых сливаются все голоса хора. Приобщение к духовной музыке детям дает знание истории и культуры своей страны; способствует воспитанию в детях любви, сострадания, а также развивает чувство красоты и гармонии.

   Целью нашего исследования является выявление роли духовной музыки на духовно-нравственное воспитание молодежи г.Кунгура на примере деятельности ансамбля духовных песнопений «Святая Русь».

 Гипотеза исследования состоит в том, что влияние роли духовной музыки на школьников среднего возраста выше, чем на старшеклассников.

 

   Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.Рассмотрение теоретических аспектов возникновения и развития духовной музыки.

2.Изучение деятельности ансамбля духовных песнопений «Святая Русь».

3.Проведение необходимых исследований

4.Выявление роли  духовной музыки на молодежь г.Кунгура на примере деятельности ансамбля духовных песнопений «Святая Русь»

Исследование проводилось в образовательных учреждения г.Кунгура Пермского края.

1 этап  – анализ отношений школьников среднего и старшего возраста о роли духовной музыки на примере деятельности ансамбля духовных песнопений «Святая Русь»  по  авторскому опроснику-анкете «Роль духовной музыки в жизни молодежи г.Кунгура»

2 этап – выявление роли духовной музыки на молодежь г.Кунгура на примере деятельности ансамбля духовных песнопений «Святая Русь»

Выборку составили  102 учащихся образовательных учреждений г.Кунгура

     Анализируя результаты влияния роли духовной музыки на молодежь г.Кунгура на примере деятельности ансамбля духовных песнопений «Святая Русь» можем отметить, что наша гипотеза верна. Ибо, роль духовной музыки на школьников среднего возраста более сильна, чем на старшеклассников.

   Во-первых, большей части опрошенных школьников среднего возраста духовная музыка нравится (80%), но они ее не понимаю. Что касается старшеклассников, то практически половина опрошенных (48%) ответили, что духовная музыка им не нравится.

   Во-вторых, школьники среднего возраста чаще слушают духовную музыку, чем старшеклассники (56% и 32% соответственно).

   В-третьих, школьники среднего возраста, более положительно оценивают роль духовной музыки в жизни современного человека.

   И, на конец, анализируя ответы, о том пойдут ли они на концерт ансамбля духовных песнопений «Святая Русь», то школьники среднего возраста выразили большее желание, чем старшеклассники.

   В целом хотелось бы отметить, что школьники среднего возраста положительно относятся к влиянию духовной музыки на человека. У школьников данной возрастной группы имеется интерес к постижению всего нового и поэтому эта часть учащихся представляют собой интерес для последующей просветительской работы по привитию интереса к духовной музыке.

Итак, в ходе изучения влияния духовной музыки на школьников среднего возраста мы планируем следующие мероприятия: проведение тематических классных часов, посвящённых русской духовной музыке; организация выездных мероприятий для проведений концертов ансамбля духовных песнопений «Святая Русь», после подобных мероприятий проводить анкетирование и сравнивать с анкетами предыдущих опросов. Ведь приобщение к духовной музыке даёт знание истории и культуры своей страны, помогает сберечь взаимосвязь поколений, способствует воспитанию в молодёжи любви, сострадания, добропорядочности, развивает чувство красоты и гармонии. Вслушайтесь в неё, почувствуйте её душой, и вы ощутите гармонию, которую нельзя будет разрушить.

 

Список литературы

 

1. Алеманов Д. Курс истории русского церковного пения. - Ч. 1, 2010.

2. Димоев А.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной музыки. Москва, 2011г.

3. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. - М., 1965.

4. Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2012.

5. Огарева О.П. Современное состояние духовной музыки // Православный журнал «Фома» №10 – октябрь 2010.

6. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

7. Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.-пед. учеб. заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. 


Библиографическая ссылка

Пясточкина Екатерина Николаевна ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-58 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 291 | За неделю: 291 | Всего: 291


Комментарии (0)