Выдержки из доклада ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...
Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".
Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.
Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше
От издателя
Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина.
Дорогие читатели!
Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше
Роль и значение педагогии М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики состоит в её методологическом регулятиве инновационных образовательных процессов, происходящих в отечественной системе образования.
ПЕДАГОГИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Тутолмин А.В
.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры ПиМНО ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко, Глазов, Удмуртская Республика.
Анотация. Роль и значение педагогии М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики состоит в её методологическом регулятиве инновационных образовательных процессов, происходящих в отечественной системе образования.
Ключевые слова: Педагогия, университет, академия, академическая гимназия.
PEDAGOGIA M.C. LOMONOSOV AND MODERN PEDAGOGICAL REALITY
Tutolmin A. V.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of PIME FGBOU VPO "GGPI named V. G. Korolenko, Glazov, Udmurt Republic.
Abstract.The role and importance of pedagogie M. C. University for modern pedagogical science and practice lies in its methodological regulator of innovative educational processes in the national education system.
Александр Сергеевич Пушкин перечислял в свое время заслуги Михайло Васильевича Ломоносова: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник» [1 т.11, c. 32].
Нас, будущих и настоящих российских педагогов, конечно же, не мог не заинтересовать вопрос о том, почему Великий Пушкин не отметил подвижнический организационно-педагогический талант Ломоносова? Своё исследование мы решили осуществить в рамках научно-педагогического наследия М.В. Ломоносова, в контексте проблем современного Российского образования. Больше всего нас занимал вопрос о «педагогии» М.В. Ломоносова, так как сам термин, которым Михайло Ломоносов обозначил в «Проекте регламента академической гимназии» (1758 г.) как единство обучения и воспитания гимназистов, несколько расходится с общеизвестной трактовкой науки о воспитании – педагогикой. Собственно научный интерес представляет проблема роли и значения «педагогии» М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики в условиях отечественных образовательных реформ, модернизаций, инноваций.
Логика научного исследования потребовала от нас выдвинуть предположение о мега-методологической значимости «педагогии» М.В. Ломоносова для современной педагогической действительности.
Первый шаг в исследовании был сделан нами в направлении рассмотрения онтологических характеристик «педагогии» не как пансионного государственного содержания учащихся в учреждениях закрытого типа в дореволюционной России, (хотя, как утверждают многие исследователи, так понимал педагогию сам Ломоносов), а как по одной из наших версий – поэтизация в определении в те времена ещё только находящейся в стадии становления отечественной науки о воспитании и образовании, и как по другой, претендующей на научное обоснование – версии о «педагогии» как прикладной философии. Действительно, если обратиться к художественно-поэтическому творчеству Великого Русского Учёного, нельзя не заметить, что слог и мозаичность его многогранной личности отразилась на «поэзии и художественной креативности» как научных, так и педагогических изысканий.
Дерзайте ныне ободренны!
Раченьем вашим доказать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Этими живыми, легкими, поэтическими строками Ломоносов-поэт предвосхищает возникновение отечественной науки и практики воспитания «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» - педагогии. Подтверждение второй нашей версии мы находим и в судьбоносных для России после Петровского периода державно-патриотических, и в то же время архи - важных педагогических, идеях М.В. Ломоносова о том, что« Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках …»; «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы»; «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума…, похвала юности»; «…Через учение счастлив будет»; «Науки юношей питают…» [2].
Следующим шагом исследования стало определение «Регламента» педагогии М.В. Ломоносова. Больших затруднений решение данной задачи не составило, так как в научной, научно-популярной литературе достаточно чётко систематизированы биографические сведения о М.В. Ломоносове (т.к. невозможно следовать идеям Ломоносова, не зная его биографии.); научная деятельность М.В. Ломоносова; вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли: дидактические идеи в педагогической деятельности М.В. Ломоносова, развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии и др.
В связи с этим необходимо отдельно выделить научные труды Российского педагога и психолога П.Ф. Каптерева «История русской педагогии», «Государственная педагогия» [6]; С.П Шевырева, русского литературного критика, историка литературы, поэта; академика Петербургской Академии наук, получившего домашнее образование и окончившего с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816-1822) «Вступление в педагогию» [7]; Т.С Буториной, доктора педагогических наук, профессора создателя Ломоносовского фонда «Ломоносов М.В. О воспитании и образовании» [5]; М.В. Богуславского, заведующего лабораторией истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, председателя Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки [4].
Третий шаг в исследовании посвящён рассмотрению современной педагогической действительности в контексте педагогии М.В. Ломоносова. Мы попытались взглянуть на кардинальные перемены в современном образовании, в том числе в высшей педагогической школе, с научно-педагогических позиций
Речь идёт о новых формах образования, современных компьютерных технологиях, которые требуют иных подходов и новой формы подачи и усвоения учебного материала. Поиски способов формирования новой системы мышления вполне согласуются и с мыслями Ломоносова: «…нельзя сомневаться, что может ещё улучшиться и то, что почитается наилучшим» [2. c.475]. Однако, следует заметить, что проблемы образования и воспитания были всегда, существует связь времён и преемственность духовной жизни, значит, должно переходить от поколения к поколению неустанное человеческое стремление к постижению истины. На наш взгляд, такой истиной выступает принцип развития природы, общества, науки о человеке по своим объективным законам, какими для образования человека являются законы педагогии, сформулированные М.В. Ломоносовым, так как именно с Ломоносовских реформ началась наша национальная, научно поставленная педагогическая система, построенная великим педагогом на основе гуманистического просвещения, патриотизма и демократии.
Наконец, четвёртым шагом исследования стала попытка обосновать мета-принципы педагогии М.В. Ломоносова с точки зрения их актуальности для современной педагогической науки и практики. В концентрированном виде взгляды М.В. Ломоносова на развитие образования заключены в созданных им проектах «Регламента московских гимназий» (1755 г.) и «Регламента академической гимназии» (1758 г.), которые можно рассматривать как видные достижения русской педагогики. В этом же ряду следует трактовать и «Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых» городах», инициатива составления которого, предположительно, принадлежала М.В. Ломоносову.
Из истории педагогики и Государства Российского известно, как многотрудно М.В. Ломоносов хлопотал о создании университета. А когда университет был открыт, Ломоносов пишет подробнейший «регламент» для гимназии, разрабатывает правила для учеников и для учителей. Никто так много не учился среди современников Ломоносова, и никто так трудно не учился, как он. Кто же может лучше его знать, как надо учить? «Гимназия, - пишет он, - является первой основой всех свободных наук и искусств. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество…» И в письме Шувалову о Московском университете докладывает: «При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян» [3].
В области высшего образования принципиально важными являются идеи М.В. Ломоносова о: комплексном подходе к проектированию направлений педагогической деятельности; светском характере преподавания; придания процессу образования явно выраженного национального характера; демократизации и автономизации университетской жизни.
Он самоотверженно отстаивал патриотическую направленность отечественного образования; идею подготовки национальных научных и педагогических кадров. Он безгранично верил в творческие силы народа. В проекте Регламента Академии наук ученый-патриот писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках, и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости, но и в рассуждении высоких знаний» [3, с.141-142].
Заслугой М.В. Ломоносова для Российского образования является:
1) Преподавание на русском языке.
2) Создание россиеведческого комплекса учебных пособий.
3) Демократический характер образования.
Демократизм Ломоносова выражался, прежде всего, в его стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал необходимость кардинального расширения сети школ, увеличения числа обучающихся в них детей, а также выступал за доступную всем единую бессословную систему образования. В этом стремлении, конечно, рельефно проявлялась его личная судьба.
Создание в России системы общего среднего образования происходило при непосредственном участии М.В. Ломоносова. Он сам был замечательным педагогом, чья преподавательская деятельность продолжалась более двадцати лет. Он предъявлял очень высокие требования к личности и квалификации учителя. По его убеждению, педагог должен являться нравственным, гуманным, искренним человеком, пользующимся у людей доверием. Важно, чтобы учитель был «добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец» [3, с.168]. Отношения между учителем и учениками должны быть доброжелательными; нельзя учителю поступать с учеником «ни гордо, ни фамильярно» – это может повредить авторитету наставника. По его убеждению, высок авторитет того педагога, который будет «не токмо словами, но и поступками добрый пример показывать учащимся» [3, с.515].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль и значение педагогии М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики состоит в её методологическом регулятиве инновационных образовательных процессов, происходящих в отечественной системе образования.
Библиографический список:
1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 19 т. М.: АН СССР, 1994-1998;
2. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., Л.,1955-1959.
3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950–1983. - Т.10.
4. Богуславский М.В. Вклад М.В. Ломоносова в социокультурную модернизацию российского образования (к 300-летию со дня рождения) Проблемы современного образования. 2011, №6, 55-69. www.pmedu.ru.
5. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании» /Сост. Т. С. Буторина. М., 1991.
6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982.
7. Шевырев С.П., Вступление в педагогию». М., 1852.