Проблемы гуманитарного образования
Региональная электронная научная заочная конференция, 20-31 марта 2015 г.

Гуманитарное образование в России: мысли вслух.

Выдержки из доклада ректора Московского университета  академика В.А. Садовничего на Всероссийском совещании-конференции; "Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение". Дальше...

Выдержки из работы Ю.П. Сокольникова "О тенденциях, перспективах и стратегии педагогической науки на современном этапе".

 Мир, бытие и мышление, природа и общество системны.Глубокое понимание мира как связаннного и целостного, осмысление важнейших тенденций его изменения, развития необходимо для познания и решения вопросов науки и практики, проблем, возникающих перед человечеством сегодня Решение этих проблем - задача будущих поколений.

Системный подход в теории и практике воспитания существует как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Общее обусловлено единым пониманием сущности и основных принципов; особенное обусловлено едиными характеристиками социальных систем, одной из которых является воспитательная система общества; единичное обусловлено спецификой воспитания как области социальной действительности и ведущего фактора формирования личности... Дальше

От издателя

 Генерального директора Издательского Дома "Магистр-Пресс", Президента международной комиссии по разработке раздела EOLSS  "Нанонаука и нанотехнологи" профессора В.Н. Харькина. 

Дорогие читатели!

Издательскй Дом "Магистр-Пресс" предлагает вашему вниманию  русскоязычную версию энциклопедии "Нанонаука и нанотехнологии" из серии "Энциклопедии систем жизнеобеспечения" ЮНЕСКО/EOLSS (htpp://www.eolss.net)..Дальше


Культурология
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сафонова Татьяна Витальевна 1

1. Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Резюме:

В статье представлено мнение о том, что стандартизация школьного содержания образования уменьшает возможности приобщения школьников к этно-национальной культуре. Это приводит к затруднениям в формировании этнической идентичности и свидетельствует о необходимости соблюдения баланса интересов в федеральном и национально - региональном компонентах при реализации образовательных стандартов.


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сафонова, Т.В.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко» г. Глазов, Удмуртская Республика, Россия

safonova1956@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлено мнение о том, что стандартизация школьного содержания образования уменьшает возможности приобщения школьников к этно-национальной культуре. Это приводит к затруднениям в формировании этнической идентичности и свидетельствует о необходимости соблюдения баланса интересов в федеральном и национально - региональном компонентах при реализации образовательных стандартов.

Ключевые слова: Этническая идентичность, отечественное образование, стандартизация, этнокультурное воспитание, основы православной культуры.

 

PECULIARITIES OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN TERMS OF STANDARDIZATION OF NATIONAL EDUCATION
Safonova, T. C.
Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy FGBOU VPO "ggpi them. C. G. Korolenko, Glazov, Udmurt Republic, Russia
safonova1956@mail.ru
Abstract. The article presents the view that standardization of school education content reduces the possibility of introducing students to the ethno-national culture. This leads to difficulties in the formation of ethnic identity and demonstrates the need for a balance of interests in Federal and national - regional component in the implementation of educational standards.
Key words: Ethnic identity, national education, standardization, ethnocultural education, fundamentals of Orthodox culture.

 

В современных условиях формирование этнической идентичности школьников осуществляется в контексте модернизации образования, в том числе стандартизации образовательных программ. Актуальность вопроса обусловлена тем, что современные стандарты задают в качестве  образовательного результата национальный воспитательный идеал выпускника школы, обладающего богатым духовно-нравственным потенциалом; умеющего соотносить личные и общечеловеческие ценности; усвоившего этнокультурные ценности своего народа; обладающего толерантным отношением к представителям других народов; постигшего многообразие других культур [5]. Но механизм достижения такого результата не разработан. По мнению Т.Г. Стефаненко начиная с 60-70 гг. нашего столетия наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих людей осознания своей принадлежности к определенному этносу [3]. Осмелимся предположить, что это обстоятельство и ряд других (тлеющие межэтнические конфликты и др.) нельзя игнорировать при определении целей, задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Будем исходить из того, что главной ценностью образовательной деятельности является личность ребенка во всей ее индивидуальности. В педагогике данное обстоятельство реализуется через категории развития, обручения и воспитания с учетом изучения института детства, поскольку то, как обращались с ребенком в его раннем детстве влияет на возникновение «основной личности» [1].

В контексте исследуемой проблемы важное значение имеют ориентиры, заданные С. А. Токаревым, который определял основные особенности теории «культура и личность» через возвращение к индивидуальной психологии; разработку понятия «личность» как первичной единицы, определяющей структуру целого; особый интерес к процессу формирования личности[4].

Современное этнокультурное воспитание личности ведется с учетом состояния социкультурной и этнонациональной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон (субъектов образования), которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности школьника, учета его склонностей, способностей и интересов. Выделим лишь одну проблему в контексте темы исследования. Сложной является проблема сохранения языка титульной нации Удмуртской Республики. При доминанте федерального компонента стандартов нового поколения присутствует опасность снизить значимость регионального заказа к образованию. Между тем участники проведенного нами опроса (150 студентов ГГПИ) при ответе на вопрос для чего нужно изучать национальную культуру ответили: это необходимо для консолидации этноса по интересам и его защиты; благодаря изучению этносов можно больше узнать о национальных особенностях, традициях, языке и т.д.; необходимо развивать национальное самосознание; для сохранения, поддержания и изучения культуры и языка этноса; для ликвидации межнациональных конфликтов, межнационального противостояния; для представления нашей страны на международных форумах.

Эти суждения позволяют заявить проблему: как в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения реализовать педагогический потенциал этнопсихологии, этнопедагогики и многонациональной истории при развитии и воспитании граждан России? Данная проблема представляется весьма важной и требует своего этнопсихологического и психолого-педагогического исследования.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ ПО

«ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

В марте 2014 года впервые была проведена познавательная игра для учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ г. Глазова, Глазовского района на тему «Основы православной культуры». В ее организации приняли участие кафедра педагогики, Лаборатория социально-педагогических исследований ГГПИ, Городское методическое объединение учителей истории,  обществознания,  МХК,  экономики и географии (руководитель Т.А. Горбушина).

Были определены цели познавательной игры - углубление знаний по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»); развитие устойчивого интереса школьников к духовно-нравственным базовым ценностям; формирование потребности в изучении общенациональных традиций; развитие познавательных, регулятивных, социально-личностных и коммуникативных компетенций школьников. Задачами конкурса являлись повышение интереса учащихся к изучению основ Православной культуры; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций России; развитие навыков участия в организации и проведения творческих конкурсов; удовлетворение потребности личности в культурном и нравственном развитии путем участия в творческой деятельности; развитие способностей обучающихся к общению на основе взаимного уважения, диалога и согласия.

Участниками игры стали команда «Милосердие» (гимназия №8), «Ижица» (школа №4), «Надежда» (школа №15), а из школы № 2 набралось так много желающих, что пришлось заявить две команды – команду девочек и мальчиков.

Первый этап заключался в презентации команд. Вторым и весьма сложным этапом оказалось тестирование, где команды индивидуально отвечали на вопросы теста по дисциплине «Основы православной культуры».

Для того чтобы разнообразить задания конкурса участников и всех собравшихся кураторы команд повели в библиотеку педагогического института, где состоялся третий этап игры – «Православная энциклопедия». Далее участники собирали пазл (это был Храм Христа Спасителя), оценивалось так же и информации о данном храме. Самым сложным из заданий оказался аукцион знаний «Ромашка», где капитанам команд необходимо было выбирать Лот для объяснения терминов, понятий по теме игры. На музыкальную паузу к участникам игры заглянул магистрант Глазовского педагогического института – Валерий Иванов, он захватил с собой свою «боевую подругу» – гитару. Никто не оставался равнодушным, пели все, и учителя, пришедшие поддержать своих учеников, кураторы команд, студенты-организаторы, – все присутствующие.

Результаты работы жюри представила кандидат педагогических наук, доцент  кафедры педагогики СКиФ – И. Н. Александрова. В упорной борьбе между командами сильнее всех оказались ребята из МБОУ СШ № 8 – команда «Милосердие», на втором и третьем местах «Ижица» и «Надежда» соответственно. Григорий Сабреков из команды «Милосердие» оказался в личном зачёте по конкурсу тестирование точнее из всех ребят и стал первым в решении заданий тестового типа.

Всех участников межшкольной игры наградили призами, сертификатами за участие, а победителям достались дипломы за места. Особая благодарность была высказана в адрес учителей, подготовивших команды: Ивановой О.В (гимназия №8), Араслановой Р.Н.(школа №4), Рыловой Л.Г.(школа № 15), Яшкина С.А (школа №2). Надеемся, что интересная и действительно познавательная игра состоится и на следующий год.

Список литературы:

1.            В.Г. Крысько. Этническая психология. М.: Академия, 2002.

2.            Сафонова, Т.В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации / Т.В. Сафонова. – Глазов: ГГПИ, 2005.

3.            Стефаненко Т. Г.  Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

4.            Токарев С. А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. — М.: МГУ 1952.

5.            Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.- М.: Просвещение, 2010.


Библиографическая ссылка

Сафонова Татьяна Витальевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // . – . – № ;
URL: pedagogichesky.csrae.ru/ru/0-27 (дата обращения: 07.06.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 370 | За неделю: 370 | Всего: 370


Комментарии (4)